Добытчик, супруг, папа, сын, зять... И это все про мужчин. Как стать достойным отцом и любящим мужем, учат в «Папа-школе».
Шведский опыт по-белорусски
Первые «Папа-школы» появились в нашей стране в 2009 году, хотя за рубежом подобные «ликбезы» действовали еще в середине 1980-х. Популяризировать ответственное отцовство первыми стали шведы, точнее, многодетный папа Матс Берггрен. Опыт оказался настолько успешным, что обучение будущих отцов сделали в этой стране обязательным на государственном уровне.
Кстати, именно благодаря контактам со шведскими волонтерами идея белорусской «Папа-школы» воплотилась в жизнь. В нашей стране этот проект развивает Республиканское благотворительное общественное объединение «Клуб Львов». Через него прошла уже не одна сотня мужчин из разных областей страны.
– Основная идея – повышение уровня родительской осознанности, – поясняет руководитель проекта Роман Крючков. – Мы хотим сформировать у молодых людей, прежде всего мужчин, понимание своей роли и ответственности в семье. Если они еще разбираются, что из себя представляет девушка, как выстраивать с ней отношения, то ее роль как жены и матери понимает далеко не каждый. Молодые люди оказываются не всегда готовы к семейной жизни и появлению детей. В нашей культуре общения, как и в постсоветских странах, такая проблема существует. Укоренилось мнение, что адаптация к статусу мужа проходит сама по себе.
В большинстве случаев мужчины обращаются за помощью в школы пап, оказавшись в нетипичной жизненной ситуации. Случается, назрел кризис отношений с женой или ребенком либо в семье ожидается пополнение, – и привычный уклад рушится.
– Или, к примеру, распространенная ситуация, когда папа – добытчик. Он трудится на трех работах, из-за чего семье времени практически не уделяет. Соответственно, теряется либо изначально отсутствует контакт с сыном или дочкой. А как его наладить, учитывая, что ребенок уже
вырос? – замечает собеседник.
Возрастных ограничений для слушателей в «Папа-школе» нет, здесь помогают разобраться с проблемами всем.
– Бывали случаи, когда на собрание записывались дедушки.
В свое время они не смогли выстроить хорошие отношения с детьми, поэтому хотят наверстать упущенное с внуками, – приводит пример Роман Крючков.
Без отметок
Как это работает? На занятиях никто никого не учит. Чаще всего участники называют себя «папа-группой», где собираются модераторы и мужчины, которые хотят разобраться в той или иной проблеме. Модератор, как правило, волонтер – из числа отцов, некогда занимавшихся в школе. Задается определенная тема встречи, и все ее обсуждают. Каждый сам должен сделать вывод на основе чужого и собственного опыта. Задача модератора – держать дискуссию в определенных рамках. Темы для обсуждения могут быть разными, начиная от партнерских родов и заканчивая простыми бытовыми вопросами вроде распределения обязанностей между мужем и женой.
– Самое важное, что пропадает определенный психологический барьер, когда участники дискуссии видят рядом равных себе. Поделиться личной историей становится гораздо проще, люди сообща ищут оптимальный вариант решения спорных вопросов. Появляется возможность понять семейные и воспитательные процессы и каким образом можно на них повлиять, причем так, чтобы все остались в выигрыше. Исправить проблему только молотком нельзя. Можно ведь попробовать и отвертку, верно? – проводит аналогию Роман Крючков.
Слушателям школы пап предлагают различные упражнения и даже задают домашние задания. Например, обсудить с супругой тему распределения домашних хлопот и постараться взять часть (по тому же воспитанию детей) на себя. Поддержав свою вторую половинку в сложный период, можно быть уверенным, что она в будущем подставит плечо. Этот принцип работает и с детьми.
На работу «папа-групп» серьезно повлияла пандемия коронавируса. Однако в этом есть и определенный положительный момент.
– Ограничения вынудили нас отказаться от проведения очных групп в пользу работы в интернете. И благодаря интерактивным платформам друг с другом теперь общаются люди со всей Беларуси. К онлайн-собранию могут присоединиться те, кто в офлайне такой возможности не имел. Сохранить этот формат планируем и после окончания пандемии, – отмечает Роман Крючков.
Захочу и сделаю
По мнению специалиста, по устоявшейся традиции мужчину с психологической точки зрения воспринимают как периферического члена семьи. Во многих случаях он изначально находится в менее выгодной позиции, занимаясь преимущественно материальным обеспечением домочадцев. Дети при этом больше привязаны к матери. Впрочем, нельзя сказать, что это исключительно белорусская история, – подобное характерно для абсолютного большинства стран. До поры до времени такое положение дел добытчика может устраивать, однако позже появляется естественная потребность в более тесном контакте с ребенком.
– Часто отец думает, что воспитание сына или дочки ограничивается, например, записью его или ее в спортивную секцию или совместным походом на рыбалку. Однако эта материя гораздо тоньше, и наши группы помогают найти решение в патовых, казалось бы, ситуациях, – отмечает Роман.
Универсального рецепта успеха не существует. Результат зависит исключительно от желания человека и его настроя быть счастливым.
Белорусские мужчины начинают понимать, что ответственное отцовство – не пустой звук. А задача наших волонтеров – сделать систему по вовлечению отцов в жизнь своих детей устойчивой и самодостаточной.