Бабушка умела ворожить, отец был родственником Максима Горького, а сам Максим Богданович мог носить отчество Адольфович. Раскрываем секреты семейства знаменитого белорусского писателя.
Неправильная дата, неканоничное имя
Мало кто знает, что Крупский район напрямую связан с родом Богдановичей, который дал белорусскому народу великого песняра – Максима и этнографа – Адама. Если про жизнь и судьбу первого мы хорошо знаем из школьных и университетских курсов, то историю второго – его отца – более предметно расспросили у местных краеведов.
– Адам Егорович родился в местечке Холопеничи в марте 1862 года, – рассказывает научный сотрудник Крупской художественной галереи имени Аракчеева Христина Жукова. – Тогда этот населенный пункт размещался на границе сразу трех губерний: Витебской, Минской и Могилевской. Туда переехал его отец Юрий и повстречал свою будущую супругу – Анелию. Кстати, в своих мемуарах Адам писал, что дата его рождения в документах зафиксирована неправильно. На самом деле он родился не 20 марта, как это преподносят многочисленные источники,
а 25-го.
При крещении по униатскому обряду мальчика нарекли Адольфом, однако в 16 лет при получении новых документов записали Адамом. Существует версия, что якобы из-за несоответствия имени церковным канонам.
Голос бабушки
Доподлинно известно, что в Холопеничах Богдановичи жили на Замковой улице. Воспитанием Адама занималась его бабушка Рузалия – воплощение настоящей белоруски тех времен. Адам ее очень любил.
– Она была настоящей опорой семьи, – продолжает Христина Жукова. – Умела лечить и ворожить. К ней за советом приходили не только местные жители, но и многочисленные селяне из окрестностей. Она смогла сохранить немало народных традиций. Рузалия была прекрасной рассказчицей, на память знала не один десяток сказок и рассказывала их на белорусском языке.
По воспоминаниям Адама, бабушка владела исключительным ораторским мастерством. Ее сказками и легендами заслушивались и дети, и взрослые. Голос Рузалии отличался ровностью и размеренностью, а в нужные моменты приобретал мелодичность и певучесть. Кстати, уже будучи взрослым, Адам по памяти записал часть бабушкиных сказок. Позже его сын Максим благодаря им знакомился с белорусской речью.
– В шестилетнем возрасте Адама отдали в школу. Она находилась в здании бывшей больницы, совсем рядом с домом. Учеба мальчику давалось удивительно легко – он сам стремился к знаниям. Подтверждением тому такая история. Однажды во время трехдневной ярмарки в Холопеничах Адам уговаривал маму купить книжку «Житие святого Антония Папы Римского». Считается, что это издание стало первым в огромной библиотеке, которую Адам собирал всю свою жизнь. Часть ее, к сожалению, сгорела в 1918-м. Зато остаток удалось сохранить. Сейчас книги находятся в Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси.
После школы Адам окончил Холопеничское народное училище и стал помощником учителя. В то время мальчику едва исполнилось 12. Но и с началом педагогической карьеры он, как и принято в сельской местности, продолжал помогать родителям по хозяйству.
Карьерный взлет и переезд в Россию
Желание учиться и развиваться вынудило Адама Богдановича покинуть родные Холопеничи. Он поступил в Несвижскую учительскую семинарию, после окончания которой отправился в Минск, где устроился работать в городское училище. Еще в Несвиже организовал кружок, участники которого собирали этнографические и фольклорные материалы.
Именно в будущей белорусской столице он повстречал свою любовь – Марию Мякоту. Статус учителя позволил молодой семье довольно неплохо жить. В год Адам зарабатывал около полутора тысяч рублей. При этом ему в пользование предоставлялась квартира с освещением и отоплением. Помимо преподавания, писал про историю и этнографию белорусов, и городские газеты охотно публиковали его исследования.
– Уже в 1890-м у пары родился первенец – Вадим, а через год – Максим. Спустя несколько месяцев семья уехала в Гродно, где Адам работал в банке. Там на свет появились еще два ребенка. Однако жена Мария вскоре после рождения дочери скончалась от
чахотки, – рассказывает Христина Жукова.
Семейные трагедии
Для Адама смерть супруги стала сильным ударом. С детьми на руках он уезжает в Нижний Новгород, где знакомится с Максимом Горьким. Позже они даже стали родственниками: оба женились на сестрах Волжиных. Однако и этот брак стал для Богдановича несчастливым: в 1899-м его вторая жена умерла после родов. Официально он больше не женился, но жил с сестрой первой жены, в союзе с которой родилось еще пятеро детей. С 1908-го семья прочно осела в Ярославле.
Несмотря на жизненные сложности, Адам Богданович много внимания уделял детям. Именно с подачи отца будущий классик начал писать стихотворения на белорусском, которые публиковались в «Нашай Ніве». Богданович-старший тяжело пережил смерть Максима. Тот, как и его мать, умер от чахотки в 1917 году. Произошло это в Ялте. По случайности Адам как раз был в Симферополе. Он вспоминал это так: «скончался он 25 мая (по новому стилю. – Прим.авт.), но известие об этом я получил на 4-й день после его смерти. Он не дал хозяйке моего адреса, не желая меня тревожить. После его смерти она нашла мой ярославский адрес и телеграфировала по этому адресу, а пока пришла телеграмма из Ярославля, был уже четвертый день. Я тотчас на автомобиле отправился в Ялту. Но он уже был похоронен…»
Остаток жизни Богданович провел в Ярославле. Никто из его 10 детей, кроме Максима, не дожил до относительно взрослого возраста.
В 1932-м Адама Богдановича арестовали местные чекисты, обвинив в контрреволюции. Однако по ходатайству свояченицы, жены Горького, его отпустили. Уже будучи в почтенном возрасте, часто вспоминал о родных Холопеничах. Писал, что местечко постепенно становится все более провинциальным и теряет свою живость. Тем не менее память о великом земляке здесь хранят по сей день. В центральном сквере городского поселка установлен памятник Адаму Богдановичу. Имя этнографа также носит местная средняя школа, в музее которой есть небольшой уголок, посвященный его жизни.
Именно Адам Богданович одним из первых предположил толкование топонима «Холопеничи». По мнению этнографа, название имеет скифские корни от слов «хола» или «гола», что обозначает воду или озера, и «пея» – река.
А вот белорусский географ Вадим Жучкевич считал, что название местечка – от славянского слова «холоп». Существует версия и балтийского происхождения. Так, гидроним «Халапея», как и у скифов, обозначает реку или озеро.
В поселковом сквере в Холопеничах, где находится бюст Адама Богдановича, есть еще один интересный артефакт. Рядом с памятником этнографу установлен крест, символизирующий отмену в Российской империи крепостного права. На нем начертан год принятия решения – 1861-й.