Оказывается, что после полета самолеты устают, как и люди. И тогда на помощь к большим «железным птицам» приходят авиационные инженеры. От того, насколько квалифицированными будут эти специалисты, зависит многое, в том числе и наша с вами безопасность в небе. Ведь большинство отказов в воздухе происходит именно по вине обслуживающего персонала на земле.
Минский государственный высший авиационный колледж — единственный на сегодняшний день вуз в Беларуси, который готовит специалистов и гражданской, и военной авиации. О том, чего удалось достичь военному факультету и как стать офицером военно-воздушных сил, нам рассказал его начальник и первый заместитель начальника колледжа полковник Владимир Силин.
— Владимир Александрович, расскажите о факультете. С чего все начиналось?
— Наш военный факультет — самый молодой среди военных факультетов в стране. Он создан на базе военной кафедры в 2007 году. Еще в 1974 году в Минском государственном училище гражданской авиации был создан военный цикл, который затем был реорганизован в военную кафедру. Сегодня наш вуз осуществляет подготовку инженеров для авиации ВВС и войск ПВО по следующим направлениям: техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов, техэксплуатация авиационного приборного оборудования. Мы готовим специалистов со знанием воздушных судов и двигателей, а также организации движения и обеспечения полетов на воздушном транспорте. Только у нас осуществляется подготовка инженеров и специалистов по управлению и эксплуатации средств наземного обеспечения полетов. Учитывая темпы развития беспилотных летательных аппаратов и, соответственно, потребность в ближайшей перспективе в подготовленных специалистах по эксплуатации беспилотных авиационных комплексов, в августе 2011 года на военном факультете была сформирована кафедра беспилотных авиационных комплексов и боевого управления. И в этом году будем осуществлять набор на новую специальность — оператор по технической эксплуатации беспилотных авиационных комплексов.
— Я так понимаю, это очень перспективное направление для нашей страны?
— Да. Приведу простой пример: все представляют себе, какие важные функции выполняют разведывательные аппараты и пожарные вертолеты, отслеживающие возгорания. А теперь представьте себе, что эти же задачи может выполнить вот такой маленький беспилотник, который потребляет топлива в разы меньше. Он подходит для нужд гражданских отраслей, незаменим в пограничных войсках для наблюдения за территорией границы. То есть человек, находясь за пультом оператора, может производить съемку с воздуха, и для этого не надо гонять дорогостоящую технику. В военной области беспилотные летательные аппараты ближнего и дальнего радиуса действия применяются для корректировки огня, ракетно-артиллерийских систем, разведки местности. Такие аппараты малозаметны и не нужно рисковать экипажем.
— Приветствуется, когда парень приходит и говорит, что занимался авиамоделированием?
— Да, мы работаем с авиамодельными кружками, которые действуют, как правило, при ДОСААФ, там находим талантливых молодых ребят.
— Ошибка авиационного инженера сопоставима с ошибкой сапера. Она также приводит к жертвам. Но в данном случае виновный остается в живых. Какими качествами должны обладать ребята, решившие связать свою судьбу с авиацией?
— Прежде всего они должны любить авиацию, быть мотивированными и ответственными людьми. Требования к военным кадрам постоянно растут. Офицер, гражданин, патриот, профессионал — эти понятия неразрывно связаны, и сегодня нужно готовить защитников отечества именно с таким набором качеств. Важна хорошая реакция мышления. Но вообще-то отбор осуществляется путем всесторонней оценки каждого абитуриента. Изучается состояние здоровья, физическая подготовка (согласно нормативам). Посредством собеседования и анкетирования проводится профессионально-психологический отбор (оценка военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств). Специальное тестирование позволяет нам сравнивать абитуриента с эталоном специалиста. Здесь же выясняется мотивация, поскольку бывает так, что молодого человека на выбранную специальность уговаривают поступать родители, польстившиеся только ее престижем.
— Могут ли к вам в колледж поступить девушки?
— Девушки могут поступать в колледж, но военную подготовку они не проходят. А вот на все специальности обучения военного факультета принимаются только парни. Наши преподаватели, кроме военного образования, дают им настоящее классическое мужское воспитание.
— Насколько современна материальная база, на которой проходят обучение ваши курсанты?
— Военный факультет готовит специалистов, которым в будущем предстоит эксплуатировать сложную современную авиационную технику. Добиться качественной, безаварийной ее эксплуатации можно лишь высокой индивидуальной практической подготовкой курсантов, твердым знанием устройства и правил работы на ней. В распоряжении курсантов 4 летательных аппарата, специальная автомобильная техника аэродромно-технического обеспечения полетов, стартовый командный пункт, передвижные авиационные ремонтные мастерские. Наличие такой материально-технической базы позволяет курсантам в полном объеме освоить изучаемые вооружение, военную и специальную технику, овладеть методами ее применения, эксплуатации и ремонта. Вся техника, которая находится на военном аэродроме, имеется на вооружении ВВС Беларуси. То есть это не устаревшие модели. У нас на территории находятся самолет и вертолет, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане. Право сфотографироваться возле них мы предоставляем только нашим лучшим курсантам… Неотъемлемой частью военного летательного аппарата является вооружение. Поэтому в классе артиллерийского вооружения представлены все типы авиационных пушек летательных аппаратов,состоящих у нас на вооружении. Есть у нас класс и ракетного вооружения.
— Среди обывателей ходит масса «страшилок» и разнообразных легенд относительно авиационной техники. Откройте хотя бы одну тайну: правда ли, что крыло самолета крепится всего восемью «основными» болтами, а бывает, и того меньше?
— Это зависит от типа летательного аппарата, а линейка авиационной техники очень большая. Иногда можно и четыре болта насчитать. Но не стоит пугаться, на самом деле там много других силовых соединений. Все абсолютно надежно, ведь самолеты конструируются на основе точных расчетов. Безопасность полетов — незыблемое правило гражданской и военной авиации.
— Много ли среди ваших курсантов иногородних? Какие для них созданы условия?
— В основном в колледже учатся иногородние ребята, многие из Брестской области — это настоящая авиационная «держава». Береза, Барановичи, Кобрин, Лунинец — это все бывшие авиационные базы. Здесь живут ребята, родители которых были военными, и они с самого детства стремятся в авиацию. В нашем колледже для курсантов созданы все необходимые условия для обучения, физического и интеллектуального развития. Весь период обучения они проживают на территории колледжа в общежитии блочного типа. Парни имеют возможность участвовать в работе различных научно-технических кружков и курсантско-студенческом конструкторском бюро «Мир». Образцы созданных курсантами беспилотных и сверхлегких летательных аппаратов успешно демонстрировались в разные годы на международной выставке вооружения и военной техники MILEX. Кстати, наши ребята принимали участие и в комплексном оперативном учении «Осень 2008». Представители военного факультета подполковник Д.А. Дьяков, А.В. Муменко и курсант С.С. Гусев в августе 2011 г. в рамках Московского международного авиационно-космического салона «МАКС-2011» участвовали в конкурсе и выставке натурных образцов ракетно-космической техники молодых разработчиков из стран СНГ — демонстрировали действующую модель транспортного самолета с шасси на статической воздушной подушке. По результатам конкурса данный проект награжден дипломом. Вообще, учеба в авиационном вузе — задача непростая, но и плоды усиленных трудов не заставят себя долго ждать. Выпускников колледжа ждут не только в авиации, но и в самых разнообразных сферах нашей жизни. Это и проектирование различного рода конструкций, сфера телекоммуникаций, радионавигация и работа с радиооборудованием и многое другое.
— Есть ли перспектива преобразования вашего учреждения в Белорусскую академию авиации? Я знаю, что не так давно прошло заседание международного авиационного комитета, в ходе которого этот вопрос обсуждался.
— Да, мы уже прошли согласования во всех ведомствах, кроме Министерства финансов. Надеемся, что документы будут подписаны в ближайшее время и в этом году наш вуз получит статус академии, а со следующего года мы сможем начать набор в другом качестве.