Военные письма… Ветхие, пожелтевшие от времени... Залитые слезами. Перечитанные много раз. Эти письма – живая память. Читаешь о любви – там про войну. Читаешь
о войне – там про любовь…
Открыла совместный проект музея истории Великой Отечественной войны и БЕЛТА «Судьбы, сложенные в треугольник» удивительная и самая трогательная история любви и переписки Аркадия и Лидии Фрадкиных. Они познакомились во время войны в Иваново, где Аркадий учился на курсах подготовки комсостава. Потом, куда бы ни забрасывала его фронтовая судьба, Аркадий до конца войны носил в кармане гимнастерки письма дорогой Лидочки. Они было его талисманом. Звали его в бой. Спасали на краю гибели. И в конце концов помогли выжить на линии огня. И все у Фрадкиных получилось так, как в известном наказе Константина Симонова: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди!». Она ждала. Он вернулся.
– Совместный проект фронтовых писем очень дорог для нас, – отмечает директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Владимир Воропаев. – Каждое солдатское письмо насыщено переживаниями. Люди понимали, что могут не вернуться из боя. Но каждый хотел остаться жить, надеялся, что пуля пролетит мимо... Вместе с тем солдат тревожился не только о себе и товарищах. Он постоянно думал о близких: «Как там моя дочка Манечка, как сынок Васечка?» Сильнейшая связь с родными через письма заставляла не страшиться фашистов и идти в полный рост в атаку на их танки: «Кто их остановит, если не я?!».
Сегодня в фондах музея 112 тыс. предметов. Они объединены в 30 коллекций. И самые большие из них – из отдела письменных и изобразительных источников. В основном это письма. Логично они поделены на две категории: военной фронтовой истории и истории партизанского движения. Общее число – свыше 6,2 тыс. Подлинных писем фронтовиков, партизан, участников антифашистского подполья времен войны – более 2,3 тыс., остальные 4 тыс. – это довоенная и послевоенная переписка.
– Все письма разные. Один пишет домой целый роман, с описанием подробностей пережитого. В другом – только эмоции. Одна из самых трогательных коллекций, состоящая из 126 посланий, принадлежит семье Андреевых – родителям, эвакуированным в Узбекистан, и их сыну лейтенанту Юре, – рассказывает заместитель главного хранителя фондов Галина Скоринко. – В них сын описывал отцу с матерью в подробностях свои фронтовые будни и быт, а они – то, как жили в далеком тылу. Получилась целая повесть.
Не оставит никого равнодушным и судьба семьи Грак, переписка и фото которой хранится в фондах музея. Трое из пятерых сыновей Софьи Константиновны отдали жизнь за Родину. Первым погиб в 1941-м Александр. За ними ушли Леонид и Георгий. Майор Николай Грак прошел путь от Сталинграда до Берлина, из которого писал брату Володе 9 мая: «8 мая я вошел в этот проклятый всем миром город. Одни развалины остались от всех зданий мостов и улиц. Долго будут помнить немцы ту войну, которую начали и проиграли!».
Письма с фронта – это история войны и судеб наших соотечественников. Если знаешь историю, продвижение фронтов, то понимаешь, где эти люди находились, что с ними происходило, что они могли чувствовать, а также то, что переживали родные фронтовиков и партизан в ожидании возвращения близких.
После 1945 года родилось уже несколько поколений. Как сохранить в сердцах память о Великой Победе, доставшейся ценой жизней миллионов? В этом мире ее свидетелей практически не осталось... Чтобы «наладить мосты» между нами – вчерашними, настоящими и будущими, Государственный музей истории Великой Отечественной войны стал проводить квесты.
Например, один из самых популярных у школьников и кадетов – «Солдатский треугольник». Журналистам БЕЛТА и редакции газеты «7 дней» в музее также предложили «сесть в машину времени» и отправиться... в партизанский отряд. Что мы и сделали.
Итак, 1943 год. Лес. Березки да сосенки. Под ногами – опавшие листья. На дальнем плане – пулеметы, автоматы. И даже пушка. Недалеко – силуэты народных мстителей.
В этой удивительно реалистичной музейной экспозиции будней партизан нас ожидает девушка. В цветастом платке, утепленной, по сезону, одежде и войлочных штиблетах. Это научный сотрудник музея Полина Голик. Сейчас она — партизанка, читающая фронтовую переписку земляков. Полина достает письмо Николая Пономарева дочке Люсе.
– Люся еще не умеет хорошо читать, поэтому отец пишет печатными буквами, – говорит наш гид в прошлое и показывает прилетевший сквозь годы исписанный лист. – В письме солдат обещает, что у них еще будет время – и на игры, и на чтение книг. Но… К сожалению, Николай Пономарев не смог вернуться домой. Он погиб в Польше, похоронен в братской могиле.
«Партизанка» открывает следующий треугольник. Из него школьники узнают историю
Иосифа Шамиенко. Она со счастливым концом. Дочка солдата в одном из писем рассказывает папе о своей кошке, которая ее любит, а других – чаще царапает. Светочка готова отправить кису на фронт: «Пусть оцарапает немцев, а они испугаются и убегут!». А еще малышка просит привезти ей куклу – ну как же без нее...
Полина напоминает: солдаты в перерывах между атаками и вылазками в тыл врага читали и перечитывали – десятки, а может, сотни раз – дорогие им письма из далекого дома.
Школьники молча слушают и им уже кажется, что эти самые солдаты в окопах, на которые движутся фашистские танки, – они сами. И это им предстоит встретить врага – лицом к лицу и принять бой. Возможно, последний!..
В конце квеста ребятам раздают «состаренную» бумагу. На ней каждый пишет письмо. Самому себе – в будущее. Сложенные треугольником, отмеченные «фронтовым» штемпелем послания дети обязательно вскроют. Когда? Согласно дате на конверте. Такой вот новый формат общения через призму времен и лет – тех, кто защитил его в годы войны, и тех, кому его предстоит удержать и передать потомкам.
Практически каждый день люди несут в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны фронтовые письма, документы, медали, другие награды и вещи дорогих им людей. Так пополняются основные фонды музея.
Вот и на днях пришел наш земляк Владимир Сорока. Принес комплект наград и документов отца и матери, среди которых – маленькая открытка со стихами мужа жене. Ссылаясь на то, что не разрешено многое писать, адресат в конце сделал приписку: «МНР». Это означает, что он после Победы продолжил защищать Родину на Дальнем Востоке в советско-японской войне. Для него, как и многих других белорусов, война не закончилась 9 мая...
Сотрудники музея бережно работают с каждым письмом.
– Они – важнейшие и самые значимые из музейных собраний, – отмечает главный хранитель фондов Светлана Потупчик. – Война не отменяла жизнь, любовь и переживания за близких, наоборот, усиливала их. Когда все было на грани, на краю, чувства становились еще острее. Люди больше любили, больше тревожились за родных, потому что понимали, что каждый день мог стать последним...