№49 от 05 декабря 2019 года
Волшебник новогоднего города
Елочные игрушки для Андрея Бегуна – одновременно и хобби, и работа. В его личной коллекции насчитывается около двух тысяч разных елочных украшений из 72 стран мира! Основатель белорусской фабрики елочных игрушек «Грай» считает, что новогодние украшения – это целый мир, сотканный из воспоминаний детства, впечатлений от путешествий и отзвуков знаменательных событий.
Гость рубрики – о бесценных экспонатах коллекции и о том, легко ли раскручивать собственный бизнес в нашей стране.
Коллекционировать
Из путешествий одни привозят тарелки, другие – магнитики, а я всегда тащил елочные игрушки. Директор Национального исторического музея, узнав о том, что я умудрился собрать полтысячи необычных экспонатов, предложил выставить это «богатство» напоказ. Эта экспозиция в 2014 году произвела фурор. Никто не ожидал такого наплыва посетителей! Коллекцию увидели 30 тыс. человек!
Гордиться
Журналисты оценили коллекцию елочных игрушек в миллион долларов. Но для меня она бесценна, потому что с каждым экспонатом связаны теплые воспоминания. В ней есть уникальные игрушки ручной работы, которые выменял у африканского племени за пластиковую бутылку. Есть ангелы из Конго, сделанные из листа бананового дерева, по цене два доллара за штуку. Дорожу ими, потому что напоминают об удивительных приключениях в этой не самой спокойной стране мира. Один из самых ценных экспонатов – серебряный шар, украшавший в конце XIX – начале XX века Венские балы. Стоил, если не ошибаюсь, 400 евро. Купил его на блошином рынке в Будапеште. Игрушка величиной с баскетбольный мяч. Причем выдували ее не вручную, а машинным способом.
Рисковать
В 2014 году в стране случился валютно-финансовый кризис. Я тогда руководил компанией по проектированию и строительству телекоммуникационных сетей. Рубль сильно девальвировался, госзаказы шли на убыль, тендеры выигрывали претенденты с сомнительными коммерческими предложениями. Мы работали проектными командами, поэтому я никоим образом не пострадал, просто в какой-то момент понял: пора сменить направление деятельности. Вспомнил, что на прошедшей выставке люди спрашивали, а где же белорусская стеклянная елочная игрушка? Почему на прилавках в основном китайский ширпотреб? Подумал тогда: почему бы не развить тему? Наша фабрика елочных игрушек, работавшая еще в бытность СССР, закрылась, как оказалось, давно. Специалисты разбрелись кто куда. Пришлось создавать все с нуля.
Воровать
Стараемся никакие творческие наработки не воровать, даже если что-то в интернете очень понравилось. На сайте тоже не выкладываем весь свой ассортимент, потому что, например, украинские или российские конкуренты могут «подсмотреть» идею.
Соображать
Игрушка, «грай», играй – вроде неплохие ассоциации… Аббревиатура расшифровывается как «Ганарыся рэчамi айчыны». В выборе игрушек ностальгия по СССР играет ключевую роль, и мы стараемся затрагивать эту тему. Хотим привить ценность елочной игрушки, чтобы она была семейной реликвией, которую можно потом передать по наследству...
Раскручивать
С рестораном «Коммуналка» открываем мини-выставку. Она будет работать на протяжении полутора месяцев. Под стеклянными витринами разместим игрушки, которые посетители смогут рассмотреть и, быть может, задуматься над философией игрушки. А если заинтересуются серьезно – посетят исторический музей, что напротив ресторана. Там расположена расширенная экспозиция. В определенной степени это просветительский проект: даже не все журналисты знают, что белорусская компания выпускает елочные игрушки, которые идут на экспорт и которые показывают в музее… Молодежь, с головой ушедшая в интернет, тоже не всегда в курсе нашего существования. Поэтому стараемся разными способами достучаться до каждого.
Торговать
Наша госторговля архаичная, нединамичная, привыкшая работать по привычным схемам с одними и теми же поставщиками. Им все равно, кого ты принес на реализацию – родного Деда Мороза или заокеанского Санта Клауса. В первые годы пробивался чуть ли не со слезами на глазах. Уговаривал, доказывал, пропагандировал свое, родное, белорусское… Присутствовал однажды на совещании товароведов и понял, что их никак не пробьешь! В Россию игрушки брали с удовольствием, а наши заладили: продукция дорогая, брать не будут. По прошествии пяти лет очередь стоит из этих же самых товароведов... А тогда помогло Министерство антимонопольного регулирования и торговли, за что им большое спасибо!
Модничать
Главная выставка достижений мировой индустрии елочных игрушек – Christmasworld, которая проводится раз в году во Франкфурте. Стараемся ее посещать, чтобы быть в курсе новых тенденций. Да и промышленный шпионаж никто не отменял (смеется. – Прим.). Рынок Беларуси очень неповоротлив: сюда попадает товар, который был популярен три года назад. Покупатели – заложники китайских импортеров, которым на тренды глубоко плевать.
Замахнуться
Планируем открыть в Минске круглогодичный музей елочной игрушки. Он стал бы точкой притяжения для туристов. Думаю, иностранцам понравилась бы такая фишка. Ведь елочная игрушка – символ, объединяющий всех людей в мире. Пробиваем идею, забросили ее наверх… Признаюсь, что устал каждый год перевозить эту хрупкую экспозицию с места на место. Да и оформление выставки требует и времени, и денег.
Поздравлять
Новый год – не просто лишний выходной с неизменными атрибутами: оливье и алкогольной феерией. Это прежде всего семейный праздник. Соберитесь у елки, вспомните о своих истоках, поговорите о чем-то близком, душевном, родном… Желаю читателям «7 дней», чтобы в новом году у них было много поводов для радости, чтобы они получали больше удовольствия и не теряли интереса к жизни!