№49 от 05 декабря 2019 года
Милая, бант на шпаге поправь!
Давайте поговорим о женских дуэлях. Да-да, не удивляйтесь, существовали и такие «развлечения» у наших предков. Причем поединки эти зачастую были беспощаднее мужских и погибали в них чаще. Однако и викинги, и средневековые простолюдины, и дворяне нового времени не видели в таких дуэлях ничего предосудительного. Нравы тогда были пожестче, и женщина вместо развода вполне легально могла зарубить мужа на суде.
Прогуляемся?
Вероятнее всего, культура женских дуэлей (и дуэлей вообще) берет свою основу в средневековой традиции судебных поединков. В давние суровые времена правосудие решало особо запутанные дела, назначая так называемый «божий суд», во время которого истец и ответчик с оружием в руках доказывали собственную правоту самым жестоким образом. Считалось, что высшие силы защитят правого и он обязательно победит даже более сильного соперника.
Подобный обычай бытовал, например, у скандинавов, у которых для подобных развлечений выделялись небольшие безлюдные острова. Даже название такого поединка, «хольмганг», дословно переводится как «прогулка по острову». Когда судебный поединок должен был разрешить спор мужчины с женщиной, он устраивался по особой схеме.
А ну рогатину отдала!
Наши предки не слишком уступали в плане женских дуэлей европейцам. Например, как указывалось в статье 119 Псковской судебной грамоты от 1397 года, в судебных поединках вполне могли биться и женщины. Однако если их противником был мужчина, разрешалось выставить вместо себя наемника, а вот если женщина – тогда дама должна была сама защищать себя. Бились женщины на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную.
Но все это раннее Средневековье, да и сословье противников было не слишком благородным. А как же период Высокого Средневековья и благородные девицы, которым этикет диктовал следовать образу Damsel in distress (девица в бедственном положении), пассивно ждущие своего избавителя?
Достоверно известно о нескольких поединках этого времени. В одном из них, к примеру, переодетая мужчиной женщина билась с рыцарем и одержала победу. Речь об истории Длинной Мег из Вестминстера, которая в середине ХVI века, во времена правления английского короля Генриха VIII, победила сэра Джеймса Кастильского в поединке на мечах. Опозоренный, но верный кодексу рыцарства, он прислуживал ей во время обеда как честному победителю.
Прялка? Не смешите
Во время другого поединка, состоявшегося в 1552 году в Неаполе, две знатные дамы – Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла – дрались в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Схватка валькирий так поразила неаполитанцев, что даже в следующем столетии они обожали вспоминать эту историю. Именно со слов старожилов художник Хосе Ривера в 1636 году создал полотно «Женская дуэль», которое можно увидеть в галерее Прадо.
Кроме того, некоторые средневековые хроники украшались странными картинками, на которых дамы в платьях на конях сражаются в поединке друг с другом или рыцарями. Правда, иногда в их руках не копья, а прялки с комком пряжи вместо острия. Так как до нас не дошло ни одного достоверного сообщения о таких конных поединках, следует думать, что это все же плод фантазии или сатира монахов-хроникеров.
Помолимся, сестра
Но время шло, наступила эпоха Ренессанса, и дамы, готовые драться на дуэлях, проявили себя во всей красе. Несмотря на все запреты властей, такие бои были невероятно популярны среди дворян, и женщины благородного происхождения принимали в них активнейшее участие. При этом их жестокость поражала современников. По статистике восемь из десяти женских поединков заканчивались смертью, тогда как у мужчин погибали всего лишь четверо из десяти.
Утонченные дамы выбирали самые неожиданные места для сведения счетов. Например, две благородные итальянские синьоры 27 мая 1571 года приехали в монастырь святой Бенедикты и попросили келью для уединенной молитвы. Когда напуганные шумом монахини ворвались в комнату, одна синьора уже была заколота кинжалом, а вторая умирала от ран.
Поводом для поединка могло стать что угодно, даже красота соперницы. Вульсон де ла Коломбьер, живший в XVII веке, упоминает о дуэли, состоявшейся на бульваре Сен-Антуан в Париже. Две красавицы Бопрэ и Арли так невзлюбили друг друга, что бились на шпагах прямо на улице, стараясь попасть противнице по лицу и груди. В итоге обе выжили, но уже не были красавицами из-за ужасающих шрамов.
Он будет мой
Особенно популярны оказались драки за благосклонность влиятельных и красивых мужчин. Так, например, в 1642 г. две знатные французские дамы – маркиза де Несль и графиня де Полиньяк – сражались на дуэли за место фаворитки герцога Луи де Ришелье. Это был дальний родственник знаменитого героя романов Дюма, да и знаем мы о поединке из его дневника, где он смаковал подробности. Что тут говорить, если король Людовик XV, чьим фаворитом он был, называл его «мое милое ничтожество». Впрочем, дамы отделались легким испугом и небольшими ранами, а победительница сохранила свое место фаворитки.
К сожалению, так хорошо все заканчивалось далеко не всегда. В Мехико некая Марта Дюран и Ханна Луна схлестнулись из-за прекрасного дона Рафаэля Рикельма. Причем сам юноша был приглашен на судьбоносную дуэль как почетный гость. Однако вид диких женщин, залитых кровью, а также рана от шпаги на груди убитой Марты так напугали красавца, что он сбежал и, как утверждает автор источника, «больше его никогда не видели».
Разделась. Быстро!
Часто дамы не брезговали различными уловками во время поединков. Они смазывали клинки шпаг ядом или сильнодействующим раздражающим средством. Бывало, подговаривали секундантов (тоже, кстати, девушек) напасть на соперниц. Иногда бой проходил с обнаженным торсом.
Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка да и спрятать под ним броню было бы легче. Ну и, в-третьих, кусочки ткани могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе.
Дочки-матери
В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой. Так, княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году во время пребывания в Лондоне поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.
Позже, в XIX веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так, в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным,
в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот в июне 1829 года помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях, и так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и узнаем подробности.
Подготовила Олеся ОЛЕЙНИК