В белорусском футболе не проходит и пятилетки, чтобы у кого-либо не возникла «гениальная» идея, которая заключается в следующем: организацию соревнования по самой любимой в народе игре надо реформировать. Модная на этот счет тема – обсуждение, каким должно быть количество команд в высшей лиге. Так вот, начиная с 1992 года до нынешнего их количество менялось 12 раз: от 11 клубов (в 2012 году) до 17 (в сезоне 1992–1993 годов, когда играли по система осень – весна, тоже своеобразная революция). Последние годы в высшей лиге 16 команд.
Кажется, наметилась некая стабильность. Но революционный ветер подул совсем с другой стороны: появилась мысль в корне поменять структуру нашего футбольного хозяйства.
Заключается идея в создании профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). Автор предложения – руководитель клуба, который в нескольких шагах от своего первого чемпионского титула, брестского «Динамо» Александр Зайцев. Вкратце он уже изложил положительные стороны этого проекта: «Создание ПФЛ – это неизменные плюсы для всех. Для БФФ (Белорусской федерации футбола), которая сможет сконцентрироваться на национальных сборных, массовом и детско-юношеском футболе. Для работников сферы футбола, где за счет повышенного внимания и работы профессионалов вырастут заработные платы. Для болельщиков, которые получат продукт европейского качества. Создание лиги увеличит интерес к белорусскому футболу, что, в свою очередь, позволит привлечь дополнительный частный капитал. Будет вкладываться больше средств как в развитие детско-юношеского футбола, так и в приглашение игроков более высокого класса. Что в итоге должно дать положительный эффект для национальной сборной».
И все же главный аргумент Зайцева в защиту своей идеи – материальный. «Во всех странах ПФЛ создаются, чтобы объединить аудиторию клубов и, грубо говоря, ее продать. Спонсорам, телеканалам, букмекерам и так далее», – говорит он.
Более того, у рулевого брестского «Динамо» уже есть наброски, как будут от этой «продажи спонсорам, телеканалам и букмекерам» распределяться доходы между клубами. Предложение Зайцева 50–25–25: половина дохода должна делиться в равных долях между всеми командами, 25 процентов – в зависимости от показанного в предыдущем сезоне результата, остальные 25 – за маркетинговую привлекательность, которая формируется на основании ряда данных. В том числе – посещаемость, работа с болельщиками, социальные сети и так далее. Таким образом, если разделить условный миллион евро, получается в среднем около 60 тысяч евро на клуб. В первые годы существования лиги вырученная за телеправа сумма будет колебаться от 1 до 5 миллионов. И если, например, на третий сезон трансляции будут проданы за 5–6 миллионов евро, каждый клуб получит по 300–400 тысяч.
Но вот здесь-то и загвоздка. Нарисовать на бумаге можно все – от простецкой хижины до великолепного дворца. А вот построить – другое дело. Даже непрезентабельную хижину.
На мой взгляд, главное в осуществлении этой идеи – способность ПФЛ продать права показа матчей национального чемпионата отечественным телеканалам. Да, в ряде стран львиная часть отчислений профессиональным футбольным лигам идет от продажи телевизионной картинки. Представим себе, что она поступает с матча в Городее... Да что там Городея! В Минске на одном из последних матчей столичного «Динамо» присутствовало чуть больше 2 тыс. зрителей. Захотят ли телевизионщики «купить», мягко говоря, подобное не слишком интересное для своей аудитории зрелище?
Далее. Существует регламент ФИФА, согласно которому премьер-лига должна подчиняться национальной федерации. По мнению Зайцева, наша страна может взять за основу вариант России, где Лига приобретает права на проведение чемпионата страны – телевизионные, коммерческие и прочие и платит за это федерации. Руководитель брестского «Динамо» в своем бизнес-плане отвел на это 300 тыс. евро ежегодно. Он считает, что для БФФ это выгодное предложение, ведь таким образом с нее снимаются расходы на чемпионат. «Федерация будет в плюсе, – утверждает Зайцев. – А ПФЛ проведет турнир согласно всем нормам УЕФА. Спустя какой-то обозначенный период договор пересматривается. По мере развития лиги отчисления в пользу БФФ будут расти».
И все же насколько бы заманчиво идея ни звучала из уст брестского бизнесмена, выглядит она довольно сомнительно. Хотя, может, Зайцев надеется на поддержку нового председателя БФФ Владимира Базанова, чья предыдущая деятельность связана именно с городом над Бугом?
Однако реакция из штаба белорусского футбола не заставила себя долго ждать. Первый заместитель председателя БФФ Юрий Вергейчик заявил о своем скептицизме в отношении ПФЛ: «Считал и считаю, что в наших сегодняшних условиях построить лигу как успешный коммерческий проект, который будет приносить ощутимые деньги, невозможно. Время для этого еще не пришло… Ключевой вопрос: откуда потекут деньги в белорусский футбол? Продажа телевизионных прав?.. В соседних странах эта модель не работает. В Латвии лигу дотирует федерация. В Украине конфликтная ситуация между УПЛ, клубами и телеканалами. Мы общаемся на эту тему с коллегами в России и Казахстане. Там то же самое – есть вопросы по функционированию ПФЛ, по наполнению бюджета и так далее. Россияне не могут выгодно продать телеправа на свой чемпионат, хотя он более конкурентный и рейтинговый, один из лучших в Европе. Вопросов море, как их решать? Конкретных ответов, к сожалению, пока не получено...».