Генеральный директор радио «Говорит Москва» Владимир Мамонтов считает, что современный журналист – это прежде всего хорошо образованный, эрудированный, любознательный человек, сохраняющий живое отношение к жизни и интерес к ней. «Если это не так, то лучше сменить профессию, потому что вам будет скучно и неинтересно», – говорит он.
Сам мэтр не только прекрасно владеет словом, ведет блоги, имеет тысячи подписчиков в «Фейсбуке», обладает поразительными техническими и мультимедийными навыками, но и стремится заглянуть за горизонт, понять, какими будут завтра новые формы творчества и чего ждут от журналиста будущего.
Молодой человек на вопрос, почему ты пришел в журналистику, часто отвечает: «Я хочу поделиться с людьми мыслями о...» Мама дорогая! Сколько опыта ты накопил за своих пару десятков лет? Мне 60 с лишним, но до сих пор не уверен, что есть что поведать людям. Перед тем, как идти в народ, всегда очень волнуюсь: а вдруг расскажу то, что кому-то покажется ненужным или бесполезным. У молодежи огромное желание высказать миру все, что у них в голове. Однако не факт, что это миру интересно.
Технический прогресс шагает семимильными шагами, а потому возникает потребность в освоении новых коммуникационных моделей. Перед нами стоит задача – быстро, но без потери качества, готовить специалистов, умеющих работать в таких условиях. Это и есть залог успешной деятельности средств массовой информации.
Иногда «старики» с гордостью сообщают, что создают у себя в журнале или газете сайт. «Зачем? – уточняю. – Думаете, при его наличии что-то волшебным образом у вас получится? В разы поднимете тираж и количество посещений? Не факт! Наш сайт «Говорит Москва» имеет огромное количество возможностей и прибамбасов. Но сейчас хотим его модернизировать – максимально ужать, сократить. Для простоты. Потому что сайт нужен ровно для одного – с него наши новости, в том числе и эксклюзивные, попадают на агрегаторы. В Москве индекс цитирования у нас выше всех радиостанций. Хотя при этом у нас нет рейтинга «Эха Москвы» или «Радио России». Это разные категории. Мы не вещаем на всю страну, да и по возрасту в разы моложе своих собратьев. Конечно, боремся за тот же Reach Dly (накопленное суточное количество слушателей радиостанции. – Прим. автора), но при этом для нас важна цитируемость. Ведь таким образом мы держим сами себя в тонусе, а наши новости попадают на первые полосы.
В юности я носил длинные волосы, а в то время это была большая редкость. Редактор отдела в газете, где проходил практику, была не прочь взять меня на работу. Она пошла с этим предложением к редактору, который мгновенно отреагировал: «Кого? Мамонтова? Патлатого? Какой с него толк?!» Но она его уговорила. А я стричься все равно не стал… Сегодня такого рода проблемы решаются очень просто. Приходите на работу устраиваться и вам говорят дресс-код: короткая стрижка, длина юбки, серое и белое не носить и так далее.
Выигрывают сегодня те, кто не спит. Никто не представлял себе несколько лет назад, что «Фейсбук» станет пристанищем стариков, а телеграм-каналы запретным плодом, популярным у потребителя. Вспомните последние президентские выборы в Америке. Политические мастодонты, огромные бронепоезда «топили» за Хилари Клинтон. Телевизоры, си-эн-эны стреляли ракетами по кандидату-республиканцу. А у того зятек – Джаред Кушнер, родом, кстати, из ваших мест. И он посоветовал родственнику «бомбить» конкурентов даже не бумажными, а виртуальными голубями. Трамп начал чирикать в «Твиттере», работать с «Фейсбуком», и на наших глазах вся эта армада, тяжеловесная, старинная, с огромным количеством журналистов, пиарщиков, потерпела сокрушительное поражение. К власти пришел веселый старикан, который дает сейчас «джазу» всему миру и нам с вами в том числе. Этот пример показывает, что технологии развиваются стремительно, и то, что сегодня придумает очередной Кушнер, завтра войдет в жизнь и станет банальностью. А еще через день жизнь обяз
ательно притащит новые технологии. Потому, как юный пионер, будь готов.
Удивительно, как предвыборный штаб Трампа умело вычислял в технологической цепи всех тех, кого считал своей потенциальной аудиторией. Они, к примеру, рассылали по «Фейсбуку» цветные квадратики, на которых были набраны коротенькие призывы, мемы и т. д. Прежде чем отправлять фразу типа «Голосуй за Трампа!», они анализировали предыдущую фейсбучную жизнь и знали про избирателя все: пол, возраст, сексуальную ориентацию и т. д. Одному пользователю они отправляли розовый квадратик, другому – красный, третьему – зеленый. И подсознательно часто попадали в его любимый цвет. Вот, оказывается, до чего люди доперли! Это, конечно, не журналистика, а опыт манипулятивных технологий, однако он тоже заслуживает пристального изучения.
В последнее время реальная жизнь все больше превращается в виртуальную, и мифологизирование сознания новыми технологическими способами идет гораздо быстрее, чем раньше. Пушкин, словно предвидя будущее, сформулировал обалденную формулу: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Наши читатели иногда рады сами обмануться, принять непроверенную информацию, чтобы навсегда забыть запоздалую или неудобную колючую правду. Что с этим делать? Не знаю. Правде бывает пробиться очень тяжело на рынок массмедиа, особенно когда какой-то шустрый блогер уже выдал очередной фейк и его прочитали миллионы… Что делать? Стараться каким-то образом совмещать скорость передачи информации, ее лаконичность, важность с проверкой.
Недавно в газете «Культура» вышел материал, где рассуждаю о памятниках и памяти, а также о том, почему противоречивая и сложная мировая история становится иногда жертвой пустых и злонамеренных временщиков. «У нас тут памятник маршалу Коневу стоит, его хулиганы постоянно краской обливают, а мы все чистим и чистим. Столько денег из бюджета уходит», – говорят муниципиальные власти Чехии. Подобные заявления – это пошлость и низость. Я не могу и не хочу говорить с мэром этого города! Да, нам больно это слышать, мы противимся и возмущаемся, но европейцы, которые так поступают, не понимают, что делают лоботомию на себе. Они вычеркивают из своего сознания сложную диалектику, в котором послевоенное устройство мира, быть может, не самое справедливое, должно быть отделено от героической и важнейшей победы над фашизмом.
Сохранится ли бумажная пресса? Данная тема часто обсуждается на круглых столах, различных форумах и конгрессах. Возможно, и сохранится, но в таком же качестве, как и грампластинка, которая для диджея или коллекционера до сих пор жива. Но можем ли мы считать граммофонную или патефонную запись серьезным носителем информации? Да нет, конечно! На нашем веку лазерный диск появился и исчез вместе с проигрывателем. Еще вчера в компьютере был дисковод, куда вставлялась дискета. А сейчас о ней уже мало кто помнит. Более того, создана небольшая флешка, которая содержит столько памяти, сколько 30 лет тому назад содержали все компьютеры земного шара! Быть современным журналистом – это значит понимать, что завтра то, что ты учишь сегодня, возможно, тебе не пригодится и придется очень быстро переучиваться.
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.