Как проект Союзного государства помогает подготавливать в Белорусско-Российском университете инженеров для инновационных секторов экономики обеих стран.
Начатая в прошлом году программа «Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий» – один из важных пунктов в создании единого научно-технологического пространства Союзного государства. Он не только помогает укрепить образовательное и научное сотрудничество двух стран, делает научные исследования более эффективными, но и дает вполне практическую пользу для экономик обоих государств. Именно благодаря этому проекту российские и белорусские инновационные предприятия в скором времени пополнятся молодыми, очень нужными специалистами.
«Этот важный проект направлен на развитие научно-технического потенциала и обучение кадров Союзного государства для создания продукции, обладающей высокой добавленной стоимостью», – отмечает ректор Белорусско-Российского университета Михаил Лустенков.
На проект, реализация которого закончится в этом году, Союзным государством было выделено более 140 млн российских рублей. На часть из них в 2018-м вуз приобрел робототехнический комплекс сварки. Он позволил открыть в университете учебно-экспериментальную лабораторию по плазменным, термомеханическим и сварочным технологиям, где студентов обучают различным навыкам в области интеллектуальных систем управления процессами сварки и плазменной обработки изделий из металлов и сплавов. Там же проходят научные исследования. Возможности сварочного робота студенты уже успели продемонстрировать заместителю Государственного секретаря – члену Постоянного Комитета Союзного государства Алексею Кубрину, который побывал в университете в апреле.
Не менее важным для вуза стало и приобретение в прошлом году лицензионного программного обеспечения ANSYS. С его помощью студенты могут изучать современные методы проектирования, исследования и получения оптимальных параметров сложных механических систем, моделировать двумерные и трехмерные электромагнитные поля. Кроме того – проводить анализ моделей двигателей, датчиков, трансформаторов и многих других электрических и электромеханических устройств различного применения.
В нынешнем году инновационных технологий в университете стало еще больше. И это существенно расширило не только потенциал обучения студентов, но и дало им возможность участвовать в специализированных инженерных исследованиях. Например, в области проектирования на основе инженерного анализа цифровых 3D-моделей объектов. И все это благодаря приобретенному в рамках проекта программному комплексу SOLIDWORKS Premium. А специально для студентов, решивших связать свою карьеру с созданием человекоподобных роботов, вуз закупил образовательные робототехнические наборы ROBOTIS для изучения мехатронных систем и развития навыков программирования андроидов.
Проектированием сложных технических систем будущие специалисты занимаются в двух компьютерных классах, открывшихся также в рамках реализации проекта Союзного государства. В остальных кабинетах сделать образовательный процесс максимально эффективным помогают шесть мультибордов. Но особая гордость университета – профессиональный порошковый 3D-принтер по металлу Shining EP M250, работающий по SLM-технологии, связанной с селективным спеканием металлического порошка лазерным лучом. И это далеко не все инновационные технологии, которые планируют использовать в вузе.
«Для повышения качества образовательного и научно-исследовательского процессов на основе развития материально-технической базы университета создается многопрофильная учебно-экспериментальная лаборатория с современным оборудованием. Уже приобретены полуавтомат зубофрезерный с ЧПУ, электроэрозионный проволочно-вырезной станок, плоско-профилешлифовальный станок с ЧПУ, профилевырезной электроэрозионный станок, токарный станок с ЧПУ. В третьем квартале ожидается поставка полуавтомата зубошлифовального с ЧПУ. Эта лаборатория будет использо-ваться в образовательном процессе для обучения студентов машинострои-тельных специальностей) и научных исследованиях в области редукторных устройств» – рассказывает Михаил Лустенков.
Он уточняет, что проект помог не только открыть новые образовательные программы подготовки инженеров для инновационных предприятий России и Беларуси, но и позволил сформировать отличную научно-техническую базу для создания новых перспективных научно-исследовательских направлений деятельности университета. Среди них – аддитивные, плазменные, термомеханические и сварочные технологии.
К слову, проект «Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий» хоть и уникальный, но далеко не единственный пример сотрудничества стран Союзного государства в образовании. Как отметил начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Касперович, между российскими и белорусскими вузами уже подписано более тысячи соглашений. А это значит, связь между ними становится все теснее. На этом фоне закономерным выглядит то, что в июле этого года наши страны подписали декларацию о деятельности Ассоциации вузов России и Беларуси. Ее цель полностью созвучна проекту, который уже реализует Белорусско-Российский университет и в конечном счете, как планируется, приведет к созданию общего образовательного и единого научно-технического пространства в Союзном государстве.
Елена ИВАШКО