В конце прошлой недели на сайтах районных администраций Минска появилось объявление о строительстве жилого дома в городе-спутнике Смолевичи. Пилотный проект! Стоит ли менять столицу на пригород и почему – помогает разобраться журналист газеты «7 дней».
Тот самый пилотный дом в Смолевичах – типовой многоэтажный, на 192 квартиры (50 однокомнатных, 57 двухкомнатных, 82 трехкомнатных и 3 четырехкомнатных). Ориентировочная стоимость 1 кв. метра – 1291,47 руб. (площадь квартир и стоимость квадратного метра будет уточняться). Нормативный срок – десять месяцев. Сдадут в следующем году. Уже готовится площадка для застройки.
Претендовать на квадратные метры в этом доме могут нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Вне зависимости от даты постановки на учет. Важное условие – сняться с очереди в столице. Прежде всего, конечно, будут рассматриваться заявки многодетных.
Кстати, всего в Смолевичах МАПИДу предстоит построить для минчан 12–15 жилых домов, которые сейчас проходят стадию проектирования. А также 2 детских садика и школу. Их будут возводить параллельно с жильем.
До сих пор переезд минчан в «спутники» (Смолевичи, Руденск, Фаниполь, Заславль, Логойск и Дзержинск) тормозился из-за того, что Минск и Минская область никак не могли определиться с механизмом и источниками финансирования возведения жилья, объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства территорий в таких городах.
И вот закончены споры. Наконец-то определено, «кто платит» и «кто заказывает музыку» в этом «великом переселении» минчан в города-спутники, о котором разговор идет уже почти 5 лет.
Суть механизма проста. Мингорисполком ежегодно перечисляет межбюджетный трансфер в республиканский бюджет. Его размер утверждается Мингорсоветом – по согласованию с облисполкомом. Далее перечисленные средства из республиканской казны направляются в консолидированный бюджет Миноблисполкома. Он самостоятельно распределяет полученные деньги на: жилье, объекты инженерной инфраструктуры и социальные, транспорт.
Подробно об этом на прошлой неделе рассказали в пресс-центре БЕЛТА начальник управления жилищного строительства комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Денис Никитин и заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома, главный архитектор Минской области Вадим Николаенко.
Денис Никитин напомнил о том, что своим указом Президент в 2016 году потребовал снижения темпов ежегодного строительства в Минске. И это требование выполняется. Новых «спальников» у Минска становится все меньше, потому что пустырей под масштабные жилые кварталы в городе больше нет. Снос частного сектора, на месте которого можно было бы возводить высотки, стоит немалых денег. Платить за него очередники не готовы, как, впрочем, и городская казна.
Сегодня общая очередь нуждающихся в столице – около 190 тыс. человек. Многодетных – около 6 тыс. Для строительства жилья нуждающимся в городе выбрано три площадки: территория в границах улиц Шаранговича–Горецкого–Рафиева, а также два новых микрорайона – в Лошице и Чижовке. Но этого мало для того, чтобы очередь нуждающихся в жилье если не исчезла, то существенно сократилась. Потому Минск и Минская область стали углубленно прорабатывать развитие городов-спутников.
В ближайшие годы Смолевичи, Руденск, Фаниполь должны стать локомотивными в реализации новой жилищной политики пристоличья. Почему такой выбор? Есть подходящие территории, наличие проложенных рядом коммуникаций, а, главное, перспектива найти работу.
Большинство современных производств пропишутся (и этот процесс уже начался!) в «Великом камне», Пуховичском районе, в СЭЗ «Минск», где сегодня – промзона Фаниполя.
Всего в 20 километрах от Смолевичей, где и стартует возведение первых домов для минчан, растет как на дрожжах Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Пакет льгот привлек в него десятки резидентов со всех стран мира – с тугими кошельками и большими возможностями. Конечно, часть специалистов в «Великом камне» будет из Китая, но резиденты индустриального парка намерены приглашать на работу в основном именно белорусов. Поэтому минчане, переехавшие в Смолевичи, запросто могут найти работу недалеко от нового жилья. Что-то подсказывает, что жить в комфортном доме в Смолевичах и прилично зарабатывать в индустриальном парке многие согласятся.
К тому же новые масштабные промышленные проекты государство разрешило запускать также за пределами Минска. Например, в Смолевичском, Дзержинском, Пуховичском районах. Там работы хватит и тем, кто переселится в спутники в ближайшие годы и тем, кто сделает это позднее. А также их детям.
Второй на очереди город-спутник, где для минчан начнут строить дома, – Руденск. Здесь возводятся новые корпуса Белорусской национальной биотехнологической корпорации. Запланировано строительство ряда серьезных агропромышленных объектов.
Уже сейчас в Руденске и расположенных с ним рядом Свислочи и поселке Дружный «выдает на-гора» крупный промышленный кластер. Набирает обороты и открывает новые рабочие места ЗАО «Август-Бел» (филиал международной корпорации «Август»). Здесь находится ТЭЦ-4, ОАО «Завод горного воска», Руденский завод пластмассовых изделий.
Третий город-спутник, куда пригласят переселиться минчан, – Фаниполь. Значительная часть его территории – Свободная экономическая зона «Минск». В промзоне Фаниполя расположены знаменитый ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», ЗАО «Штадлер-Минск», Завод железобетонных мостовых конструкций ОАО «Дорстройиндустрия» и другие. Многие столичные жители уже успели переселиться в этот город. Еще в советское время здесь для минчан шло массовое индивидуальное жилое строительство, а потом и многоэтажное.
Только после того, как в Смолевичах, Руденске и Фаниполе построят дома, в которых поселятся столичные жители, минским очередникам предложат квартиры в Дзержинске, Заславле и Логойске.
Уже сегодня центральный регион строит много жилья, опережающими темпами, отметил главный архитектор Минской области Вадим Николаенко. Лидируют близлежащие к столице районы – Дзержинский, Смолевичский, Минский. Задачи по комплексному плану ускоренного развития поставлены по Борисову и Солигорску.
– Кроме того, у нас из 1,15 млн кв. метров жилья 800 тыс. – индивидуальное. На мой взгляд, оно наиболее комфортно, – высказал свое мнение Вадим Николаенко.
Удобство проживания минских «переселенцев» в городах-спутниках станет важной частью жилищной политики Миноблисполкома.
– Идет пересмотр генпланов этих городов – в сторону повышения комфортности, снижения этажности: мы уходим от многоэтажной застройки к индивидуальной, – отметил Вадим Викторович. – О распределении участков под индивидуальное жилье (в том числе таунхаусов) для минчан пока сказать сложно. За их расселение в городах-спутниках отвечает Минск. Какой механизм он определит, такой и будет работать.
Новые жилые микрорайоны между первой и второй кольцевой, в Сеннице и других населенных пунктах рядом с Минском, не появятся.
– Здесь действует запрет на строительство многоэтажного жилья, – отметил главный архитектор Минской области. –Проектом генплана застройки между первой и второй кольцевыми дорогами определены наиболее ценные участки, в том числе земли лесфонда и сельскохозяйственные. Наложен запрет на их использование.
– По всем остальным, которые по нашему мнению неэффективно используются, даны проектные предложения на реализацию. Но эта территория не предусматривает масштабного строительства.
Одно из главных условий переезда жителей столицы в города-спутники – доступность транспортного сообщения. Ведь многие продолжат работать в Минске, учиться в столичных вузах. Не исчезнет необходимость приезжать на шопинг (на Комаровку, например). Мы будем посещать театры, концерты... Становясь формально смолевичанами, бывшие минчане вряд ли захотят терять те культурные преимущества и ценности, которые имеет столица…
Между городами-спутниками и Минском будут курсировать современные скоростные поезда. Обновится железнодорожная инфраструктура. Столица станет ближе и «переселенцам» и коренным жителям Смолевичей.
Появится давно обсуждаемая железнодорожная ветка в Национальный аэропорт. Эксперты говорят, что она придаст дополнительный импульс развитию связи со Смолевичами. Обсуждается несколько вариантов ее маршрута: вдоль улиц Ваупшасова, вдоль автомобильной дороги М2 на аэропорт. Есть и третий вариант – самый малозатратный: реконструкция имеющейся колеи для грузовых перевозок.
Улучшится и автомобильное сообщение. Станет шире трасса Р53, связывающая Минск, Смолевичи и Борисов. Она будет реконструирована, но останется четырехполосной. Вероятнее всего, эта работа начнется в следующем году. Детали улучшения работы других видов общественного транспорта и дорожного сообщения в целом со Смолевичами и остальными городами-спутниками предусмотрены отдельным планом, который реализуют
до 2025 года.
Такая вот вполне оптимистичная реальная перспектива.