3 июля – День Независимости. Каким был день освобождения Минска? На монументальном полотне Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года», который находится в Национальном художественном музее, это можно рассмотреть в мельчайших деталях.
Ощущение от картины – потрясающее! Смотришь – и веришь: именно так – на танках армии-освободительницы пришли к нам долгожданные Мир и Свобода. А ведь шедевру пришлось почти 30 лет пролежать в музейном фонде, намотанным на барабан... Но в День Независимости в 2005 году, в год празднования 60-летия Великой Победы, справедливость восторжествовала: картину достали, раскрутили, стряхнули пыль забвения – и вывесили для всеобщего обозрения.
– «Минск. 3 июля 1944 года» – одна из самых значительных работ белорусской живописи XX века. В ней Волкову удалось передать атмосферу радости, триумфа. Ни до, ни после ее создания ни один художник не смог воссоздать настолько масштабную, настолько значительную по эмоциональному воздействию картину, отражающую всю глубину значения Победы, – отмечает ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Валентина Войцеховская, стоя у знаменитого шедевра, ставшего центральным объектом экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.
Глядя на знаменитое полотно, не верится, что холст изначально был «заказным»: в нем столько таланта, искреннего счастья жителей, устремившихся к вошедшим в Минск освободителям, веры в то, что впереди – только лучшее, а оккупация, смерть родных и близких уже в прошлом...
– Да, – говорит наш гид, – Валентину Викторовичу было поручено создать тематическое масштабное полотно освобождения Минска для украшения одной из стен Дома правительства. Заданный размер картины 525,5 сантиметра по горизонтали и 274 сантиметра по вертикали соответствовал параметрам той самой стены. Тогда мало кто думал, насколько значимой она станет для национального искусства в будущем.
То, что идеологический заказ поручили Валентину Волкову, – не случайность. Он был известным создателем понятных народу картин – в художественных выставках участвовал с 1903 года. Да и родился Валентин Викторович, что называется, с кистью и мольбертом в руках: его дед, крепостной крестьянин, обучался в училище живописи. Отец Волкова был талантливым портретистом. Сам Валентин окончил художественное училище, а также Академию художеств в Петрограде.
Из довоенных работ мастера известны портреты Максима Богдановича и Максима Горького, пейзажи, картина «Плотогоны», портрет второй жены художника Евдокии. В его портфолио было немало госзаказов. Кисти мастера принадлежат эскизы панно «Вся власть Советам», «Штурм Зимнего», которые находятся в Государственном русском музее (Россия), многофигурный фриз «Октябрь в Белоруссии», созданный к сельскохозяйственной выставке 1939 года. Волков – создатель герба БССР и таких монументальных произведений, как роспись станции «Негорелое», которую он делал вместе с сыном Анатолием, а также панно для парада партизан 16 июля 1944 года.
Так сложилось, что Валентин Волков и его семья остались в оккупированном Минске. Пережив фашистское нашествие, они стали свидетелями освобождения белорусской столицы. Казалось, отобразить это очевидцу будет несложно. Однако картина писалась непросто и почти девять лет. Художник разрабатывал этюды отдельных ее частей. Делал наброски общей композиции. Старался максимально правдоподобно
изобразить встречу воинов-освободителей с выжившими после оккупации жителями Минска. Художник написал более 220 рисунков, 11 эскизов композиций общего плана. Это, по сути, черновики, которые помогли полотну «зазвучать», обрести особый магнетизм, воздействующий исподволь на смотрящих на него людей.
Чтобы подтвердить тот факт, что художнику было непросто выполнить требования заказчика, оставаясь при этом реалистом, честным перед собой, людьми и временем, Валентина Войцеховская пригласила нас взглянуть на эскизы, этюды и рисунки будущей картины «3 июля...». Все они в оцифрованном виде (а это 5 эскизов, 18 живописных этюдов и около 80 рисунков) «лежат» в компьютерной базе, а их оригиналы – в музейном фонде.
– Вот смотрите, – обращает внимание Валентина Владимировна, – на этом эскизе художник изобразил разрушенный город, без людей, которыми он потом заполнит окончательный вариант своей работы. Узнаете? Это улица Ленина, руины бывшей гостинцы «Европа». Справа, на заднем плане – костел Пресвятой Девы Марии.
Искусствовед щелкает мышкой и говорит:
– Обратите внимание на еще один эскиз. Воин стоит на танке. Один, с букетом. На него мало кто обращает внимания. Все, освободители и освобожденные, разговаривают друг с другом. Да, правда жизни такова: тогда каждому хотелось общения, контакта с тем, кто вошел в город. Но на последующих – 7–8 эскизах художник начинает «стягивать» всех присутствующих к танкисту. Кажется, что все устремлены именно к нему. Когда воин на танке стал центром экспозиции, главной фигурой картины, а в его руках вместо цветов оказался автомат, художественное полотно зазвучало по-новому. Да, Минск освобожден, но оружие складывать рано: главная Победа впереди!
Так создавался шедевр. Кстати, вполне соответствующий идеологическому заказу: искусство должно быть триумфальным, жизнеутверждающим – на лицах героев картины не должно быть печали или трагедии. Только радость. И у Волкова это получилось!
– Когда работа была, наконец, завершена, стало понятным: ее необходимо сделать доступной для людей... Тем более к тому времени острая нужда в ней для Дома правительства уже ушла, потому директор нашего музея Елена Аладова заявила, что картина должна быть в художественном музее, – отметила Валентина Войцеховская. – На том и порешили.
Валентин Волков – художник академической русской школы живописи. И всех, а это десятки персонажей знаменитого полотна, он изображал только с натуры. Каждый герой картины имел реальных натурщиков (моделей). В основном это были соседи художника, живущие в районе нынешних улиц Якуба Коласа, Хмельницкого, Некрасова, коллеги по цеху, их дети. Валентин Владимирович подходил к каждому, приглашал позировать. Не бесплатно. Соглашались не все. За военными «моделями» обращался в воинскую часть из Уручья. Танк, кстати, также с военной части. Солдатики приезжали в мастерскую художника и позировали с радостью. Так что историчность картины несколько условна. Изображенная реальность была творческим проектом художника, созданным его талантливой кистью, сердцем и умом.
Итак, кто же стал «лицом» героев картины художника? Вот что об этом говорит Валентина Войцеховская:
– Многих не знаем и теперь уже вряд ли представится возможным выяснить их имена. Но некоторых натурщиков все же могу назвать. Вот пара: девушка, протягивающая цветы танкисту, и мужчина, пожимающий ему руку, – это сын живописца Анатолий и его жена. Изображены здесь также последняя жена художника, дочь Ирина. Есть на картине и коллеги Валентина Викторовича, к примеру, художник Владимир Хрусталев. Прототипом танкиста был натурщик Алексей Комлев. Некоторые посетители музея узнавали в изображенных на холсте себя, знакомых и близких, – продолжила Валентина Владимировна идентификацию героев. – Например, несколько лет назад в мотоциклисте узнал себя кадровый военный Дмитрий Суворов. Еще один посетитель показал на знаменитом холсте свою родственницу – инженера молочного завода Волотовскую.
...С того времени, как Валентин Волков начал писать свой шедевр «3 июля», прошло почти 75 лет. Но одна из позировавших художнику юных моделей Зоя Довгялло до сих пор помнит работу на ней:
– Вот эта девочка с цветами – это я. Мне исполнилось тогда 7–8 лет, когда Валентин Викторович пригласил зайти, чтобы запечатлеть меня в своей знаменитой работе. Мне было интересно. Ведь там изображены многие знакомые с нашей улицы, а также мой папа, тоже художник, Михаил Довгялло.
...Сегодня внуки Зои Михайловны, приходя в музей, ищут глазами своего прадеда, а в юной школьнице, изображенной на грандиозном полотне, пытаются разглядеть знакомые черты бабушки. На ней Зоя Михайловна остается вечно юной, вдохновленной встречей с освободителями девчонкой.
Фото автора