Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Наука и образование

№22 от 29 мая 2019 года

Сумевшие увидеть чудеса
Сумевшие увидеть чудеса
Вот уже который год школьники младших классов Беларуси и России знакомятся с окружающим их миром, учатся любить и заботиться о своей родине по учебникам оршанских авторов – Сергея и Галины Трафимовых. На их счету около 200 детских книг, учебников и учебно-методических пособий. 
– Галина Владимировна, расскажите, пожалуйста, немного о Международной литературной премии имени В.В.Бианки. 
– Она учреждена в 2015 году с целью поиска талантливых авторов, которые пишут о природе и экологии, и привлечения внимания к современной природоведческой литературе. Наш ориентир – Виталий Бианки, писатель, которого называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. На соискание премии поступило около 800 заявок из почти двух десятков стран. В состав жюри вошли известные писатели, специалисты по детской литературе, ученые-биологи. Председатель жюри – писатель-натуралист, член Союза писателей России, лауреат многих литературных премий Олег Трушин. Мы стали почетными дипломантами в номинации «Произведения коллектива авторов». Жюри высоко оценило наши книги для детей «Зачем медведь лапу сосет», «Для чего нужны хвосты?», «Интересная кислинка», «Знакомьтесь: желтые диковинки!», «Танцы на земле, воде и в воздухе» из серии «Рассказы Деда Природоведа». Мы были благодарны организаторам конкурса и подарили Московской областной государственной детской библиотеке книги из серии «Рассказы Деда Природоведа».
– Какие именно учебники Трафимовых стали для школьников путеводной звездой в увлекательный мир природы?
– Для Беларуси мы написали учебники для начальной школы по предмету «Человек и мир» (1-2-3 классы на русском и белорусском языках), а для российских школьников – по предмету «Окружающий мир» (1-2-3-4 классы). К ним подготовили методические пособия для учителей, книги для чтения, а также рабочие тетради, которые помогут ребятам закрепить полученные на уроках знания.  
– Отличаются ли белорусские учебники от российских аналогов?
– Безусловно, потому что написаны под разные программы и учебные стандарты. Российские учебники разработаны в соответствии с концепцией комплекта «Перспективная начальная школа». Перед авторскими коллективами, которые работали над учебниками по математике, литературному чтению, окружающему миру и трудовому обучению, была поставлена общая задача, и мы работали в координации с коллегами, согласовывая свой материал. Таким образом, вышел единый взаимосвязанный комплект, где фигурировали одни и те же герои – Маша и Миша. Если школьники изучали по «Окружающему миру» насекомых, то вспоминали сказку о бабочке Бориса Заходера «История гусеницы», которую они прочитали на уроках литературного чтения; если у нас речь шла о рыбах, то на уроках по трудовому воспитанию они делали панно обитателей водоемов. Это, на мой взгляд, очень интересный и полезный опыт, в том числе и для Беларуси.
– На ум невольно приходит известное изречение: «Для детей надо писать как для взрослых, только лучше».
– Конечно, здесь есть своя специфика и определенные сложности. Скажем, информация в учебниках должна быть изложена в простой и доступной форме. Существуют даже ограничения по количеству слов в предложении – не более восьми-десяти. В научно-популярной литературе у автора нет такого «тормоза», а здесь приходится порой очень долго думать, прежде чем выстроить оптимальную языковую конструкцию. Работать над параграфами начинали с небольшой «болванки», в которой пытались изложить необходимую научную информацию и которую детям нужно усвоить по новой школьной программе. А потом уже заменяли слова в предложениях, особенно многосложные, читали текст вслух, для того чтобы он легко усваивался малышами, прежде всего первоклашками, у которых еще нет стойких навыков чтения.
Когда писали новые учебники, учитывали также пожелания Министерства образования и Национального института образования Республики Беларусь о том, что текст должен содержать материал, который ребенок может освоить и при правильном ответе получить 10 баллов. Если раньше для выставления высшей оценки учителя давали задание, к примеру, найти дополнительную информацию в интернете, то сейчас этим не нужно загружать ребенка. Мы же придумали в конце параграфа вопросы двух типов: одни – репродуктивные, из серии «проверьте себя» по программе, ответив на которые можно получить оценку до 8 бал-
лов. А также вопросы повышенной трудности, для знатоков. Явного ответа на них в параграфе нет, зато есть подсказка, которой достаточно, чтобы ученик сделал шаг вперед и получил свою законную «десятку».
– Как работается дуэтом?
– Замечательно! Наверно, наши книги интересны и легко читаются, потому что присутствуют две точки зрения –
мужская и женская, и это преимущество. Кроме того, у нас за плечами 37-летний педагогический стаж, поэтому друг друга понимаем с полуслова.
– Откуда такой полет фантазии и столь фундаментальные знания у авторов?
– Мы с супругом получили прекрасное педагогическое образование. В Витебском пединституте нам дали очень глубокие знания по ботанике, зоологии, анатомии человека. На нашем химфаке преподавали и высшую математику, и биогеографию. Кроме того, учителя дали прекрасные знания по педагогике и психологии. Мы выезжали на полевую практику, бродили по лесам и лугам, записывали наблюдения, с головой погружаясь в мир щебета птиц, зелени трав и приключений животных.
В середине беседы из школы вернулся Сергей Анатольевич и присоединился к нашему разговору:
– Наша задумка состояла в том, чтобы основной материал ученик младших классов прорабатывал на уроке. А дома он должен быть в семье, учиться выстраивать отношения с мамой и папой. Чаще всего случается наоборот: школьник несет нагрузки домой, а потом возникают проблемы... Иногда спрашивают, почему в век IT-технологий в наших учебниках отсутствуют ссылки на электронные адреса. Мы с Галиной Владимировной ратуем «за ЗОЖ», как теперь говорят. Если же с начальной школы на каждом предмете ребенка будут отсылать в интернет, то о здоровье малышей говорить не придется. В этом возрасте школьник у монитора должен проводить не более 15 минут. В учебниках даем ссылки на дополнительную литературу, которую дети могут взять в библиотеке и почитать. Книги хорошо иллюстрированы, соответствуют возрасту, там предусмотрена зрительная гимнастика, и это тоже немаловажно. А в свободную минуту учителю лучше выйти, скажем, в школьный сад со своими подопечными. Пусть они посмотрят, как распускаются цветочки, как приземляется грач, пусть рассмотрят внимательно клюв птицы и объяснят, почему весной мы видим грачей с белым основанием клюва, а в августе они появляются с черным.
– Как бы вы в нескольких предложениях сформулировали секрет написания хорошего учебника?
– Составитель учебника – это Педагог с большой буквы. Он должен четко знать детскую психологию, обладать интеллектом и обширными знаниями в разных областях, понимать, что восприятие мира ребенка происходит по схеме «от простого к сложному». Словом, хороший учебник должен быть адаптирован под нужды учителей, учеников, а значит, и общества в целом.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Почему премию за открытие черных дыр вручают сейчас, когда об их существовании говорят уже много лет? 

В 2017 году в среднюю школу №1 имени А.Р. Соловья городского поселка Октябрьский по распределению приехали сразу пять молодых специалистов – почти четверть педагогического коллектива.

Заветную «сотню» на централизованном тестировании в этом году получили 323 человека.

1 сентября по предварительным данным за парты должны сесть 2 тыс. 477 юных жителей Ивьевщины.