Монументальная история
В следующем году мы отметим 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Одним из главных событий предстоящих юбилейных торжеств станет открытие в России Ржевского мемориала Советскому солдату. Этот монумент будет самым большим памятником солдату-освободителю в Европе, по размерам он превзойдет знаменитые памятники советскому солдату в берлинском Трептов-парке и болгарском Пловдиве. Одним из инициаторов проекта стал Постоянный Комитет Союзного государства, который организовал для белорусских и российских журналистов специальный пресс-тур, чтобы представители СМИ двух стран смогли посмотреть, как идет работа над монументом.
Участок под масштабный мемориал, центром которого станет бронзовая 25-метровая скульптура Советского солдата, уже выбран – он находится всего в сотне метров от оживленной трассы М-9 «Балтия» в Тверской области подо Ржевом, где в 1942–1943 годах шли кровопролитные бои. Сейчас на этой площадке уже вовсю кипит работа – идет подготовка к строительству. К 9 мая 2020 года на насыпном 10-метровом холме установят главный объект всего мемориала – памятник Советскому солдату. Позже здесь появятся интерактивный музей, выставка военной техники, реконструированная линия фронта, зона инсталляции, часовня и парковая зона.
Но прежде чем попасть на строительную площадку, участники пресс-тура побывали в мастерской скульптора Андрея Коробцова, который считает, что проект памятника Советскому солдату – главный в его жизни. И очень рад тому, что именно предложенная им и архитектором
Константином Фоминым идея была признана лучшей на открытом международном конкурсе, где участвовало почти 30 работ.
Когда смотришь на макет скульптуры, сразу вспоминаются берущие за душу бессмертные строки Расула Гамзатова о погибших солдатах, превратившихся в стаю белых журавлей. И скульптор подтверждает эту мысль. По его словам, вдохновением послужило именно стихотворение «Журавли», положенное на музыку Яна Френкеля, а также фильм «Летят журавли». Однако в качестве отправной точки авторы проекта взяли стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», также детально изучали хроники войны, подбирали снимки солдат Великой Отечественной. Собирательный образ скульптуры получился достоверным и реалистичным.
Работа над проектом идет весьма быстро. Мы приехали в мастерскую, когда завершался первый этап создания скульптуры солдата: она была выполнена в мягком материале и практически готова к формовке. На это у авторов и их сорока помощников ушло почти два месяца. «По ходу работы мы вносили правки, – рассказал Андрей Коробцов. – Много времени уделили портрету. Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя в глаза солдату, думали о войне
и сопереживали».
Масштабность памятника, даже сейчас, когда он разделен на три части, просто поражает: на изготовление фигуры солдата ушло почти 100 тонн специальной голубой глины. После готовые формы доставят в литейный цех
в подмосковном Солнечногорске, где по ним изготовят восковые модели и отольют скульптуру в бронзе. Планируется, что отливка начнется в сентябре. Полностью же готовый монумент соберут на площадке мемориала до февраля 2020 года.
Общая стоимость проекта – 650 миллионов российских рублей, в том числе из бюджета Союзного государства выделяется 200 миллионов. Оставшиеся средства – это народные пожертвования.
Приехавший вместе с журналистами в мастерскую Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота отметил важность создания Ржевского мемориала для народов обеих стран:
– В победу в битве подо Ржевом внесли вклад все народы Советского Союза, в том числе белорусы, которые были ее активными участниками. Много белорусов пало там смертью храбрых. Поэтому когда прозвучала идея о создании Ржевского мемориала, то белорусская сторона, а это значит и Президент, и правительство, очень живо откликнулась на нее. Было принято оперативное решение создавать этот памятник и внести вклад Союзного государства в финансирование самой скульптуры.
По словам Госсекретаря, все работы укладываются в запланированные сроки и даже немного опережают их. «Памятник производит очень сильное впечатление», – оценил увиденное Григорий Рапота.
Эдуард ПИВОВАР.
Фото автора