С Юрием Ковалевым беседуем в историческом для него зале. Здесь когда-то начиналась его карьера в Большом. На репетициях он стоял у станка, рассматривая из огромного окна родительский дом на Захарова и кленовые аллеи городского сада. Охватывало какое-то особое, щемящее чувство радости и спокойствия.
А еще в этом зале, во время репетиций «Дон Кихота», он впервые встретился со своей будущей супругой, начинающей балериной Мариной Вежновец. Жаркая Испания, зажигательные ритмы, пламенное фанданго, отважный тореро и обворожительная Мерседес – как тут не вспыхнуть пылкой страсти?!
Именно в этом балетном зале артист вживался в каждый свой образ и учился передавать через танец целую гамму сложных чувств. Сегодня Юрий Ковалев – заслуженный артист Республики Беларусь, одна из самых ярких звезд Большого театра.
Когда сыграл почти шесть десятков ролей, трудно выбрать одну или две любимых. В каждую вкладывал частицу своего «Я», внутреннюю энергию, что-то выстраданное и испытанное. Многие роли требуют сильных переживаний и тяжелых эмоций. А некоторые – наоборот, наполнены легкими и веселыми чувствами. Одна из последних, которая особенно легла на сердце и от которой получаю огромное удовлетворение, – партия Конрада в балете «Корсар». Душа на сцене отдыхает. Пираты, сабли, шпаги, корабли, паруса – чувствую себя героем приключенческого романа. Видимо, это отголосок светлых романтических переживаний детства.
Я всегда был послушным ребенком. Родители сказали сделать – соглашался без капризов и возражений. В детстве ходил в разные кружки – театральный, шахматы, плавание, рисование. Однажды в школу пришла народная артистка БССР Людмила Генриховна Бржозовская. Она набрала класс детей для занятий балетом, куда попал и я.
Моя семья вообще не балетная. Дедушка, Михаил Васильевич Ковалев, был крупным государственным деятелем, премьер-министром Беларуси. Бабушка, Мария Тимофеевна, кандидат филологических наук, доцент, преподавала в педуниверситете белорусский язык, кстати, на днях ей исполнилось 90 лет… Еще один дедушка, Александр Петрович Лепшей, военный журналист. Папа – физик, мама – математик.
Дедушка Миша был для меня непререкаемым авторитетом. Узнав о решении отдать внука в балет, вынес вердикт: «Пусть попробует». И с этого момента не было никаких сомнений! Вообще детство было невероятно счастливым, я рос в атмосфере любви и взаимопонимания.
Во время учебы врачи поставили диагноз «сколиоз» и заявили, что ни в коем случае нельзя заниматься балетом. Но меня их приговор не остановил. Теперь, по прошествии многих лет, когда я стал профессионалом, уверен в том, что всем детям со сколиозом просто необходимо заниматься балетом! Хореографические упражнения растягивают и удлиняют мышцы, а это очень благотворно влияет на осанку и спину. Конечно, чтобы эффект сохранялся долго, надо запастись терпением, силой воли и трудолюбием.
Отношу себя к актеру широкого амплуа: моя творческая карьера начиналась с характерных ролей, в Санкт-Петербурге танцевал классические партии, в театре Бориса Эйфмана освоил современную хореографию, кстати, он определил мое амплуа как героя-любовника.
В итоге, после всех жизненных перипетий, когда вернулся на родину, передо мной раскинулся огромный репертуар нашего Большого театра, в котором я не вижу для себя ограничений.
На сцене у меня нет одной постоянной партнерши, в Большом приучают работать с тем, с кем скажут. По молодости были капризы, какие-то партнерши устраивали меньше, какие-то больше. Но с возрастом пришло понимание того, что со всеми можно и нужно «станцеваться». И вообще, с годами стал гораздо терпимее к людям, стараюсь понять всех, заглушаю отрицательные эмоции, настраиваюсь на позитивную волну. Теперь могу искренне сказать, что ценю и люблю всех своих партнерш.
Ругаться приходилось много. С партнерами и партнершами, с педагогами и концертмейстерами, с дирижерами и своими начальниками, с поклонниками и недругами. Слышал в свой адрес: «Юрка, ты как упертый баран!». Что тут скажешь? Я не червонец, чтобы всем нравиться! Для меня действительно истина рождается в споре. Иметь свое мнение и отстаивать свою точку зрения – мое священное право как художника. Хочу попросить прощения у всех, кого, возможно, обидел. Хотя, в принципе, люди понимают, что я отхожу так же быстро, как и вспыхиваю. И никогда ни на кого не держу зла.
Каждый выход на сцену – это преодоление боли, страха, а еще и огромная психологическая нагрузка. Иногда кажется, что работаешь на пределе. Но смотришь на старших товарищей: они выдерживают, а значит, и ты не должен сдаваться.
Однажды на репетиции не-удачно приземлился, и случился разрыв передней крестцовой связки. Пронзила сильная боль. Я оказался в больнице. После операции врачи сообщили, что процесс восстановления займет девять месяцев, к тому же было неясно, смогу ли вернуться на сцену в прежнем качестве. Нижайший поклон специалистам РНПЦ травматологии и ортопедии, там трудятся действительно врачи от Бога. Они не просто на ноги меня поставили, а подарили новую жизнь! Я вернулся на сцену, станцевал все старые и новые, причем даже самые технически сложные, партии. И получил звание заслуженного артиста Республики Беларусь. Благодарен судьбе за то, что послала подобное испытание. Было время подумать: посмотрел на себя со стороны, произошла переоценка многих ценностей и перестройка планов, я много читал, размышлял и уже не боялся взять второй старт, начать с нуля.
В составе балетной труппы театра с супругой объездили полмира: гастролировали в странах Южной Америки, в Китае, Мексике, Южной Корее, Польше, Египте, Нидерландах, Великобритании, Франции, Испании и Австралии. Зрители везде разные. Южные народы суперэмоциональны, они топают ногами, в зале стоит свист и гам. Китайцы, наоборот, очень сдержанны и холодны, все свои чувства в себе переживают. В Петербурге публика настолько грамотная и подкованная, что начинает хлопать в «правильных» местах, там очень хорошо разбираются в балете и понимают, когда элемент выполнен особенно хорошо.
Не раз подчеркивал, что являюсь представителем белорусской школы балета. Она основана на российской школе Вагановой, но есть и свои особенности. Мне кажется, наши артисты более эмоциональны, им под силу делать очень сложные поддержки, особенно это касается мужского состава… Есть спектакли физически очень тяжелые, по два-три акта. Уверен, что далеко не в каждом, даже известном театре балета, артисты такое выдержат. Выносливые, сильные, красивые – это белорусский конек в балете. За нами стоят гиганты, прославленные мастера своего дела, такие как Юрий Троян, Владимир Комков, Виктор Саркисьян, Владимир Иванов, Александр Мартынов. Когда-то их называли рыцарями балета. Горжусь тем, что почти все они в определенный момент жизни были моими педагогами. Но больше всего времени в зале мы провели с Александром Сергеевичем Мартыновым. Его я могу назвать своим главным ориентиром в профессии.
Иногда слышишь споры о том, как можно достичь успеха в жизни, как правильно выстраивать карьеру… Вспоминаю незамысловатый, но мудрый совет дедушки Миши, ставший и моим девизом: «Рабi добра – i будзе добра».
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.