В последнее время на кризис списывают все – упадок нравственности, плохую работу чиновников, неумелое ведение дел бизнесменами, низкокачественные сериалы и телепродукцию. На самом же деле все определяет профессионализм, считает гуру документального кино Сергей Мирошниченко.
И те же «документалисты», на его взгляд, не переживают никакого творческого кризиса. Каждый год на международные фестивали приходят десятки достойнейших картин, одни из которых рассчитаны на массового зрителя, другие – на элитарного.
В России и в Беларуси, по его мнению, есть режиссеры-недоучки, потакающие «пэтэушному» вкусу, а есть те, кто понимает, что кино – все-таки искусство, а не фиксация жизни любой ценой.
Почему-то считается, что эффективные менеджеры – основное достоинство государства. А ведь именно количество гениев, талантов определяет главное богатство страны, это и есть сила нации. Да, такие личности бывают особенными, непохожими, неудобными, но надо терпеть, ценить их, они нам нужны. И если появляется в обществе лидер, гениальный человек, нельзя его «тушить» или душить, потому что он нам прокладывает дорогу, мы идем за ним и пользуемся тем благом, которое он приносит стране.
В России существуют традиция и школа, и именно у нас снимали такие великие режиссеры, как Вертов, Пелешян, Галантер, Франк. В Беларуси, знаю, тоже сложилась замечательная школа документального кино и здесь до сих пор работают такие большие авторы, как Анастасия Мирошниченко, Галина Адамович. Некоторые мастера сейчас делают картины, которые могут через некоторое время опять напомнить о стране как о кинодержаве в мировом документальном кино.
Свою ленту «Кольца мира», которая, как писали, захватывает дух даже у тех, кто равнодушен к спорту, снял по заказу Международного олимпийского комитета. Поначалу не очень хотел снимать официальный олимпийский «протокольный фильм». Однако, вспомнив о том, что в подобном формате соглашались работать такие крупнейшие мастера, как Лени Рифеншталь, Клод Лелуш, Сёхэй Имамура, Карлос Саура, Крис Маркер и другие режиссеры-легенды, решился взяться за картину. Были сомнения, ведь я никогда не снимал о спорте. К тому же постоянно надо мной довлел страх, что не нахожу ответа на главный вопрос: чего больше в спортсмене – зверя или человека? Последние слова, которые говорит ваш Антон Кушнир в финале: «Всегда надо оставаться человеком». Вот это и есть главная тема картины! Побеждает всегда в спорте человек!
Благодаря титаническому труду команды мастеров, а некоторые даже рисковали собственным здоровьем, когда часами лежали на снегу и чуть не отморозили себе почки, нам удалось в картине «Кольца мира» показать эти удивительные Игры в Сочи, раскрыть возможности, силу духа человека.
Когда я показывал минчанам и гродненцам отрывки из фильма, они не скрывали восторга, лишь на экране крупным планом появлялись белорусские спортсмены и тренеры.
Чтобы снять знаменитого Сидни Кросби, приходилось решать немало проблем и соблюдать суровые требования НХЛ. Зато с не менее великой спортсменкой Дарьей Домрачевой никаких трудностей не возникало. Она согласились сниматься, как только услышала мою фамилию. Даша призналась, что хорошо знает документальное кино и видела все серии «Рожденных в СССР». Потом мы с ней подружились, я был в восторге от удивительной красоты и ума олимпийской чемпионки. И, конечно же, был покорен обаянием, скромностью вашего фристайлиста Антона Кушнира, который с большим желанием снимался и пришел потом на премьеру картины.
Мой папа ушел на войну в 17 лет. За 20 дней до окончания войны он потерял зрение. Это случилось под Прагой: немецкая группировка продолжала вести боевые действия, и наших десантников, среди которых был и отец, бросили прямо в центр к противнику. Наших солдат немцы обстреливали из фаустпатронов, один из них разорвался рядом, и лицо отца покрыло горячей жидкостью… Когда вернулся с войны, дома его ждало немало испытаний. Девушка сразу же его бросила, он фактически остался один на один со своей бедой.
Моя мама, Людмила Ильинична, была из интеллигентной питерской семьи. Однажды она увидела, как молодой солдатик хотел повеситься. И она его спасла… Познакомились, начали встречаться… Тогда женщины могли полюбить не только за материальные блага… Она, что называется, «сделала» отца: подняла на ноги, научила верить в то, что вместе они смогут построить крепкую и хорошую семью. Благодаря ее стараниям он окончил институт, стал историком и даже впоследствии получил премию Ленинского комсомола за воспитание подрастающего поколения.
С трех лет я был поводырем отца. Доводил его до остановки, а вечером шел встречать с работы. Поэтому я повзрослел рано. Много читал, умел немало делать по дому. В пять лет уже стоял у географической карты и показывал месторасположение всех стран. С отцом играли в такую игру: он говорит: «Ангола», а я тут же отвечаю: «Луанда». Знал все столицы мира, с интересом слушал папины лекции о международном положении, которые он читал своим студентам.
Мама воспитала меня, привила любовь к живописи и литературе. Она была спокойным и тихим человеком. Это лучшая женщина моей жизни. После нее трудно было кого-либо найти, чтобы жить вместе.
Моему прадеду, по линии мамы, до революции принадлежал огромный дом в Петербурге, внизу которого располагался семейный магазин. Там продавались дорогие автомобили, шины… Семья владела коллекцией ценных картин, которые после революции они отдали в дар Русскому музею.
Мама была мудрой женщиной, с хорошим чувством юмора. Она преподавала математику, и ее очень любили ученики. В ее день рождения наша квартира наполнялась выпускниками, которые приходили поздравить Людмилу Ильиничну. Значит, она была очень хорошим учителем.
Интеллигенция, к которой причисляют и нас, режиссеров, – это не просто грамотные и образованные люди, это – личности, которые сами вырабатывают идеалы общества. Кино, прикасающееся к высшим непреложным ценностям, очень важно и для настоящего, и для будущего наших народов. Мы с коллегами, по сути, создаем и показываем летопись событий, рассказываем о судьбах людей и малоизвестных фактах. Причем мы не делаем на таком кино деньги. Скажу так: если есть уважение к культуре и истории страны – значит, наша документалистика будет жить очень долго.
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.