Лариса Кривцова – родоначальница самого «долгоиграющего» проекта» на «Первом канале», он существует уж 30 лет, – программы «Доброе утро». Ее фирменная улыбка и неподражаемый тембр голоса покорили зрителя, который, включая телевизор, так и говорил: «В эфире – наша Лариса». Знаменитая российская телеведущая, сценарист и продюсер собрала в стенах Белорусского государственного университета несколько сотен зрителей. В течение двух часов ей задавали вопросы и даже пробовали провести импровизированное ток-шоу.
Лариса Кривцова считает, что журналистка – это удивительная профессия, интереснейший эксперимент длиною в жизнь. А точнее даже – вся ее судьба. Она уверена: сколько будет вращаться Земля – столько будут существовать и журналисты, которые, находясь постоянно в разъездах и творческих командировках, никогда не состарятся.
Я приехала в Москву из Ярославля зеленым журналистом. Мечтала покорить столицу – и все получилось! Страшно даже представить количество лет, которые отдала этой профессии. Считаю себя черепахой Тортиллой нашего телевизионного цеха, помню Центральное телевидение, почти всех его легендарных дикторов, знаю много тайн телекухни. Я стояла у истоков известных телепроектов, производных от моих ток-шоу много. «Малахов+» и «Модный приговор» изначально были в формате нашего «Города женщин» и «Большого обеда». Из рубрики «ОТК», которая придумана нами на «Добром утре», родилась программа «Контрольная закупка». Значит, идеи были действительно хорошими и жизнеспособными.
Безусловно, если ты работаешь на телевидении, то должен понимать, что именно говорить, выдерживать направленность телеканала. Однако с проблемой цензуры, о которой меня часто спрашивают на творческих встречах, я не сталкивалась. Как можно «редактировать» ток-шоу, которое идет в прямом эфире? Беда в том, что цензор сидит внутри каждого из нас. Журналист часто в угоду собственному спокойствию становится цензором, руководствуясь в своей работе только понятиями личного благополучия, стабильности и выгоды.
Есть два вида ведущих: одни на фоне собеседника показывают, какие они крутые, умные и нестандартные. А есть другие, которые прежде всего работают с гостем. И для них именно он – главная фигура. Минчане интересовались, как я отношусь к популярному ныне видеоблогеру Юрию Дудю. Отвечу так: наблюдаю за его проектами. Слышала, что была попытка попробовать его на федеральном телевидении – и она не удалась. Дудь – не формат подобного канала. У каждого ведущего есть свои рамки, в которых он хорош. Не случайно говорят: «Это ведущий Первого канала, а этот – «РЕН ТВ». Юрий нашел себя на интернет-площадке и у него есть большая аудитория, на которую он воздействует. Когда-то энергичных и талантливых ребят с ТНТ пригласили попробовать себя на Первом канале. Провалились!
В первые дни блокады Ленинграда фашисты разбомбили состав под деревней Лычково в Новгородской области. На поезде из города пытались вывезти тысячи детей. Об этой истории услышали наши журналисты и им пришла в голову идея: поскольку в России нет ни одного памятника погибшим во время войны детям, можно установить на месте трагедии символический «народный памятник». Объявили в эфире о том, что идет сбор средств на это благое дело. Зрители откликнулись тотчас же: некоторые привозили деньги прямо в «Останкино». Помню, один молодой человек, причем анонимно, пожертвовал на строительство четыре тысячи долларов. Дети присылали свои копеечки, люди отправляли прямо в конвертах три, пять, десять рублей. Так всем миром поставили памятник.
Двум сотрудникам редакции досталось два билета на мюзикл «Норд-ост», что на Дубровке. Затем, как все мы помним, случилась трагедия. Теракт. Коллеги по телефону вышли на связь. Они сообщили о том, что их минируют и что могут выйти в эфир. В этот страшный момент они думали не о спасении собственной жизни, а о том, как передать читателям важную информацию. Слава Богу, они выжили. Впоследствии поженились.
Пять лет я отдала работе над фильмом «Завещание Леонардо, или История одного ограбления». Здесь есть элементы журналистского расследования, экшена, документального кино, детектива и драмы. В нем рассказывается история «русской Джоконды», которая очень похожа на шедевр из увра. Чудо, что у некоего частного питерского коллекционера оказалось ценное произведение искусства. Он решил обратиться к известному мировому эксперту-искусствоведу, чтобы провести экспертизу полотна – вдруг это сам Леонардо? Знаменитый итальянский искусствовед прибывает в Петербург. Почему три дня в городе на Неве перевернули его жизнь? К каким сенсационным выводам пришла экспертиза? Как картина оказалась в России, и удалось ли до конца раскрыть тайну Леонардо да Винчи? Хотите найти ответ – смотрите канал «Культура». Скоро премьера.
После окончания встречи в университете студенты географического факультета подошли ко мне и предложили совместный проект – квест «Маршрут по Беларуси». Это очень круто! Они сказали, что придумают для него свои загадки. Я была очень рада такому предложению и пообещала, что в таком случае обязательно вернусь сюда с коллегами-телевизионщиками и отсниму «квест в реальности» для российского телевизионного формата.
Не устанавливаю в жизни для себя каких-либо правил. Я просто живу с теми, кого люблю. Хожу в гости к тем, кого уважаю и ценю, дружу с теми, с кем связала судьба еще в детстве, поскольку, как показывает опыт, эти отношения оказываются самыми крепкими и долговечными.
Мне кажется, что я человек, на которого можно положиться, и я в трудную минуту подставлю плечо. За что обижаюсь? За предательство! Точно знаю, что единожды предавший – предаст и во второй раз. Поэтому я сразу же вычеркиваю таких людей из своего «списка».
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.