№39 от 27 сентября 2018 года
Искусство дирижировать сердцами
Без сомнений, можно утверждать, что советский и российский дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории, народный артист Российской Федерации, основатель, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России Валерий Полянский – один из самых ярких деятелей культуры России, а также настоящий любимчик фортуны. Почему? Далеко ведь не всем в 22 года доводилось дирижировать в Московском государственном академическом театре оперетты, а в 28 – в Большом театре. Сегодня же хор и оркестр Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского – это целая эпоха в истории музыки и настоящий дар будущим поколениям. В чем суть дирижерской профессии? Может ли мелодия сказать больше, чем слова? Об этом мы и поговорили с народным артистом – лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2017–2018 годы.
– Валерий Кузьмич, давайте начнем с далекого прошлого. Вы сразу определились с будущей профессией? И почему выбрали одновременно два факультета Московской государственной консерватории: дирижерско-хоровой и оперно-симфонического дирижирования?
– Дилеммы в вопросе, кем быть, у меня не было никогда. Поэтому и с профессией определился сразу. Почему выбрал одновременно два факультета? На мой взгляд, одно не может существовать без другого, два этих направления идут в музыке бок о бок. Мне очень повезло в становлении, в овладевании своей профессией, ведь Господь мне все время посылал великих учителей: это Е.Н. Зверева (училище при Московской консерватории); Б.И. Куликов, О.А. Димитриади, Г.Н. Рождественский (в Московской консерватории).
– Как бы вы могли сформулировать суть дирижерской профессии?
– Ежедневный, ежеминутный адский труд. Полная зависимость от всех и вся. Но все проблемы отходят на дальний план перед радостью от творческого процесса.
– Вас часто называют дирижером с харизмой, человеком, которому подвластны все музыкальные жанры... Но вcе же, какой из них ваш любимый?
– Скрывать не буду: владею всеми жанрами. А любимые... Наверное, те, над которыми сейчас работаю: опера, симфоническая и инструментальная музыка, музыка для хора a’cappella.
– В репертуаре вашего хора – почти вся русская музыка. Есть ли наиболее любимые композиторы? Почему именно они?
– Петр Чайковский, Николай Сидельников... И великие зарубежные классики Антон Брукнер, Густав Малер, Джузеппе Верди. Их музыка мне очень близка и затрагивает самые глубокие нотки души. К произведениям этих великих людей я могу возвращаться снова и снова. И каждый раз это будет волнующе и удивительно. И каждый раз это новые открытия.
– По вашему мнению, чего не хватает современным композиторам? Ведь те же советские песни спустя годы не теряют актуальности, а теперь все больше композиций-однодневок...
– Нет, что вы! Мне посчастливилось дирижировать огромным пластом современной музыки: Каспаров, Воронцов, Гагнидзе, Броннер – их творчество ярко, самобытно, смело и, как вы выразились, – актуально.
К сожалению, мы многое не слышим и не знаем.
– Вы преподаете в консерватории. Достойные у вас ученики?
– Да, свои знания и опыт стараюсь передать нынешнему поколению. С 1995 года преподаю в Московской консерватории. Доволен ли я учениками? Очень! Посудите сами: они дирижируют в самых известных театрах России! Они, как и многие их сверстники, яркие, бесстрашные, уверенные. По-моему, мы были другими. Не хуже или лучше – просто другими.
– Как вы считаете, мелодия может сказать больше, чем слова?
– Интересный вопрос. Я продирижировал все симфонии Бетховена, многие произведения Моцарта, все симфонии Чайковского, Шнитке, Малера, 20 опер Верди. Не очень часто, к сожалению, исполняю Брукнера, Римского-Корсакова, Бартока, Стравинского, Шостаковича... И могу с уверенностью сказать, что мелодия может все.
– В июле на торжественном открытии XXVII Международного фестиваля искусств вам вручили премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2017–2018 годы. Какие эмоции испытали, стоя на сцене Летнего амфитеатра?
– Я испытал гордость за Россию и огромную благодарность к любимой Беларуси.
– Если говорить в целом, Валерий Кузьмич, что вы считаете главным достижением в своей творческой биографии?
– Мой коллектив. Все его члены – удивительные фанатики своей профессии, потрясающие музыканты и хорошие друзья. Хор – 60 певцов, оркестр – 120 музыкантов. Профессиональная команда администрации с генеральным директором – А.А. Шаниным, также получившим премию. Александр Александрович родом из Беларуси, окончил Московскую консерваторию как блистательный скрипач.
– Знаю, что творчество ваше связано и с Беларусью... Как бы вы охарактеризовали белорусского зрителя?
– Умный, чуткий, доброжелательный, воспитанный, тонкий.
– Всю Беларусь уже объездили? Есть любимые места?
– Полоцк, ставший для меня родным. В 1988 году в этом городе впервые прошел Всесоюзный фестиваль старинной и современной камерной музыки по моей инициативе. Поэтому и не удивительно, что зал Софийского собора на долгие годы стал для него особым местом. В зале с уникальной акустикой мы записали, помимо концертов, еще и около 15 дисков. Благодаря этому фестивалю в Полоцке побывали дирижер, пианист и композитор Геннадий Рождественский, российский органист и композитор Олег Янченко и великая Ирина Архипова. Прозвучали сочинения Сергея Рахманинова. Изумительное время! Часто вспоминаю благодарных слушателей и этот прекрасный собор.
– В апреле 2019-го вы отметите свой 70-летний юбилей. Уже можно подводить некие итоги. Валерий Кузьмич, можете назвать себя счастливым человеком? Все ли в жизни получилось так, как задумывали?
– Наверное, нет. Но, несмотря на это, с уверенностью заявляю: да, слава Богу, я – счастливый человек!
Барокко, классика, романтика, произведения современных авторов XX века – везде музыкантам, возглавляемым Валерием Полянским, удается достигнуть стилистической тонкости и чистоты исполняемых сочинений.
Виктория АПАНАСЕНОК