Известная песня о солдатах, превратившихся в белых журавлей, любима многими. Ведь никакой другой образ или сравнение не подойдет лучше для тех, кто не вернулся с кровавых полей...
Великая Отечественная война закончилась 73 года назад. Но еще многое предстоит сделать для увековечения памяти советских солдат. В том числе для того, чтобы будущие поколения помнили подвиг героев под Ржевом, где год и два месяца в 1942–1943 годах 400 тысяч бойцов Западного и Калининского фронтов погибли, но не сдали рубежей. Эти места стали священными для нашей исторической памяти, и именно поэтому было принято решение создать мемориал.
С таким предложением год назад выступили ветераны войны, идею поддержали Постоянный Комитет Союзного государства, Министерство культуры России и Российское военно-историческое общество. Конкурс на лучший скульптурный проект стартовал 1 августа 2017 года. Изначально предполагалось, что его результаты станут известны уже в начале нынешнего года, но на то время среди работ не оказалось достойной воплощения – такой, которая бы своей пронзительной силой цепляла душу. Спустя несколько месяцев, когда конкурс уже официально завершился, оргкомитет, и в том числе Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и специальный представитель Президента России Михаил Швыдкой, все же сделали свой выбор, увидев работу, которая не сможет никого оставить равнодушным. Первое место и полмиллиона рублей получил молодой скульптор из Белгорода Андрей Коробцов.
Нас тоже впечатлил этот проект – от одного только эскиза по коже пробегает дрожь. Боец застыл с автоматом в руках, склонив голову. На полушаге, на последнем вздохе. Кажется, он на миг замер, сраженный пулей в самое сердце, перед тем как навзничь навсегда упасть в ржевскую землю. И полы шинели, которые вдруг превращаются в разлетающихся журавлей... Как в знаменитых гамзатовских строках: «Не потому ль так часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса».
Корреспондент газеты «7 дней» узнала у автора проекта Ржевского мемориала Андрея Коробцова, чем ему близка тема войны и как возник именно этот образ для монумента.
– Мы с архитектором Константином Фоминым периодически мониторим интернет в поисках интересных конкурсов. Новость о создании Ржевского мемориала узнали приблизительно через неделю после его старта. Стали знакомиться с материалами, рисовать эскизы, делать проект: изначально это был солдат, поднимающий знамя... Но из предложенных вариантов жюри не смогло выбрать победителя. Поэтому написали обновленные требования к конкурсантам. Основное замечание – добавить души. Этого действительно в первых работах не хватало. В результате вместе с Константином мы проанализировали все представленные проекты и приняли решение полностью поменять концепцию памятника: не поднятое знамя, не грудь нараспашку, а души, покидающие землю. И рука, до последнего сжимающая оружие...
Конечно, мы не могли быть уверены в своей победе, ведь конкуренция оказалось очень сильной. Однако чувствовали, что у нас хорошая идея. И в целом нам удалось воплотить ее в проекте.
– А как вообще появился этот образ бойца?
– В качестве отправной точки взяли стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», повествование в котором идет от имени павшего солдата. Параллельно знакомились с хрониками войны. В академии нас учили, что нужно вжиться в образ изображаемого, без этого хорошей работы не получится. Я старался прочувствовать каждую строку стихотворения: какая колоссальная боль, отчаяние, опустошение скрыты в нем... И надежда... Морально это очень тяжело. Хотелось сделать собирательный образ рядового, поэтому я подбирал различные снимки Великой Отечественной войны с изображениями советских солдат и взял из них подходящие элементы. Вся эта работа заняла около полугода.
– Судя по предварительной задумке, скульптура будет не менее двух десятков метров?
– Предполагается, что около тридцати, но окончательное решение еще не принято.
– Вы довольны проделанной работой? Нет ощущения, что можно было сделать что-то иначе?
– У меня нет ни одной скульптуры, в которой я бы не хотел что-нибудь изменить. Но это, наверное, нормально. Ведь только всевышний способен сделать что-то идеально, хотя даже его лучшее творение – человека – совершенным не назовешь. В любом случае, победа в конкурсе – это только первый этап. У жюри были замечания относительно эскиза, и сейчас идет работа по исправлению недочетов.
– Это не первая ваша работа, посвященная войне. Не оставляет равнодушным, например, ваш памятник Ханпаши Нурадилову – самому результативному пулеметчику Великой Отечественной. Или памятник преданной фронтовой собаке... Почему вам так близка тема войны?
– Любовь к патриотической тематике у меня появилась благодаря лекциям Ильи Сергеевича Глазунова. Во время учебы в академии я для себя твердо решил: предназначение художника – служить своему народу! Когда работаю над портретами и образами героев, мне кажется, что я отдаю дань памяти павшим и тем самым служу Родине! Война затронула и мою родовую ветвь: двое двоюродных дедушек попали на фронт. Один погиб, другой прошел через все ужасы и испытания и сумел вернуться.
– Всегда было интересно: как в мраморе или бронзе удается передать любовь, слезы, потерю, скорбь или радость? Как получаются «живые» скульптуры?
– Если художнику удается вжиться в персонаж, пропустить через себя его эмоции, то зритель, глядя на работу, это почувствует.
– Какие еще нереализованные проекты вам хотелось бы осуществить?
– Идей огромное количество. Мне бы хотелось больше поработать над образами людей искусства: писателей, поэтов, художников, музыкантов. Тема войны крайне важна, о подвигах необходимо помнить, но и о творцах не забывать – ведь это люди, которые оставили нам в наследие то, что называется культурой. Думаю, что такие памятники не менее важны.
– Это памятник жертвенности Солдата, который ценой свой жизни остановил немецко-фашистские войска. В этом великий смысл его подвига. Потери Красной Армии были огромные, это люди разных национальностей. Из числа пропавших без вести под Ржевом многие погибли – и долгие годы было неизвестно, где их могилы. Каждый год в Тверской области проводятся поисковые экспедиции и захоронения останков солдат. В прошлом году из захороненных 1067 красноармейцев было идентифицировано полтора десятка. Долг нашего поколения – вернуть солдат из безвестия и напомнить об их жертвенном подвиге.
Ржевская битва – боевые действия, проходившие в районе Ржевско-Вяземского выступа с 5 января 1942-го по 21 марта 1943 года. Включает в себя четыре наступательные операции советских войск Западного и Калининского фронтов против немецкой группы армий «Центр», цель которых – нанести поражение основным силам противника, освободить города Ржев, Сычёвку, Вязьму и ликвидировать Ржевско-Вяземский выступ.
В народной памяти бои под Ржевом остались самыми страшными. По данным исследований на основе архива Министерства обороны Российской Федерации, потери советских войск в операциях на дуге, опоясывающей Ржев, составили: безвозвратные – 392 554 человека; санитарные – 768 233 человека.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1978 года город Ржев награжден орденом Отечественной войны I степени. Указом Президента Российской Федерации №1345 от 8 октября 2007 года городу Ржеву присвоено почетное звание «Город воинской славы».