Автор ряда книг доктор исторических наук, профессор кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ Ирина Калачева работает в высшей школе уже более 30 лет. Темы ее научного интереса – семья и брак белорусов, педагогика и психология семейного воспитания, социализация молодежи и преемственность поколений. Ученый считает, что ничто так не скрепляет народ, как его традиции, многие из которых в цифровую эпоху оказываются для общества несомненным благом, спасательным кругом, благодаря которому сохраняется идентичность, образуются прочные семьи, дети учатся уважать и почитать своих родителей.
Местечко Порозово, где я родилась, в своем роде уникальное. Находится оно в Свислочском районе Гродненской области. Местных жителей раньше называли «казинцами». В детстве думала, что название укоренилось из-за того, что жители держали много коз, но оказалось, это не так. Порозово одно из первых получило Магдебургское право, оно было наделено казной, а, следовательно, отсюда и «пошли» казинцы. Буквально в километре отсюда родилась олимпийская чемпионка Янина Корольчик, известные композитор Евгений Поплавский и автор песен и исполнитель, блюзист Виктор Шалкевич, видный ученый директор института биотехнологий доктор биологических наук Эмилия Коломиец.
Планирую написать книгу о своем местечке, изучаю материалы, касающиеся малой родины. В Порозово, которое недалеко от Гродно, до Второй мировой войны жило много евреев. Во время войны здесь расположился немецкий штаб. Рассказывают, что всех евреев гнали по этапу в Волковыск, это 25 километров от нас. Скорее всего, этих людей ждала страшная участь… Старожилы помнят те трагические события. Из Израиля до сих пор приезжают родственники и разыскивают могилы своих предков.
Родители рассказали жуткую историю из своего опаленного войной детства. Немцы согнали всех жителей деревни Лидяны, в основном это были женщины, дети, подростки (мужчины ушли в партизаны)… В этой толпе стояли мои мама и папа… Немцы выкопали ров и готовы были расстрелять лидянцев. Что чувствует человек, понимая, что жить осталось считаные секунды? Не дай бог, наверно, это прочувствовать. Но вдруг откуда ни возьмись из Порозово, а это совсем недалеко от деревни, прискакал на взмыленной лошади немец, шепнул что-то на ухо начальству, и людей тут же распустили по домам. Неясно было, что на самом деле произошло и почему резко изменили решение. На дворе стоял март, еще лежал снег, было очень скользко, люди падали и почти ползком пробирались к своим домам.
Я настолько любила музыку и баян, что не ленилась ездить даже за 22 километра от Порозово в музыкальную школу, которая находилась в районном центре Свислочь. Причем три раза в неделю. И когда директор Гродненского музучилища на выпускном экзамене услышал мою игру, то предложил комиссии рекомендовать успешную ученицу для поступления в музыкальное училище. Правда, мама и папа, движимые ослепленной любовью к ребенку, побоялись отпускать меня после 9-го класса в Гродно. Им казалось, что в большом городе, который находится далеко от родительского порога, меня подстерегают опасности.
Свою кандидатскую диссертацию защитила по народной педагогике, исследовала, как наши предки воспитывали детей. Возьмем, к примеру, споры о наказании ребенка, в которых часто идет апеллирование к народной культуре. Как было на самом деле? Многие правила о воспитании детей закреплены в пословицах. Судите сами: «Не бiце дубцамi, навучайце слаўцамi», «Не бiце вяроўкамi, навучайце гаворкамi». Между тем давались и такие советы: «З пестуна нiчога не будзе», «Малому не патурай, а што трэба дай!» Отсюда следует простой вывод: ребенка нужно любить, помогать развиваться, но излишняя избалованность, необоснованное «пешчанне» тоже ни к чему, а в исключительных случаях необходимо проявлять к сыну или дочери определенную строгость, прививать любовь к труду. Эти советы тоже закрепила народная мудрость: «Матка калі б’е, то вучыць». Потому что «Калi тонкага дрэва не сагнеш, то тоўстага не адужаеш!»
Докторская диссертация была посвящена изучению этнокультурных процессов в семье белорусов конца XX начала XXI века. К сожалению, выводы неутешительные: от своих исконных традиций мы оторваны невероятно. К примеру, в традиционной семье от всех ее членов требуется подчинение мужчине и его воле. Студентов шокирует подобное изречение! Молодежь не готова кому-то подчиняться беспрекословно, даже любимому человеку. Молодым людям больше нравится партнерский стиль отношений в паре. Писали однажды эссе на тему «Зачем современному человеку нужна семья?».Оказалось, что многие из молодых людей считают ее создание необязательным условием для жизни. Мол, сегодня человек имеет свободу самовыражения и потому нужно уважать его выбор. И многие его делают в пользу одиночества или гражданского брака (сожительства). К чему это приводит, мы знаем: крепкие браки – такая редкость ныне! А ведь состояние общества напрямую зависит от стабильности института семьи, его нравственных основ. Многие известные психологи, культурологи не раз подчеркивали мысль о том, что решение проблем семьи, воспитания ребенка – это решение всех проблем человечества. Вряд ли они преувеличивали.
В традиционной культуре белорусов рукоприкладство считалось недопустимым, конечно, бывало всякое, но в основной массе семьи были стабильные, да и по своей природе мужчина не был агрессивен по отношению к жене. Исследователи утверждают, что положение белорусской женщины в сравнении с другими народами было достаточно высоким. Ее мнение оказывалось важным для принятия семейных решений, ее роли как матери, воспитательницы детей, хозяйки и хранительницы своего очага были уважаемы в роду, семье, общественном мнении.
Женщины, которые сегодня становятся на путь феминизма, как правило, являются признанными экспертами в данной теме. Но, что парадоксально, многие из них свою семью так и не создали. Хотим того или нет, но мысли, идеи, которые мы пропагандируем и в себе развиваем, рано или поздно становятся нашими ценностями и убеждениями.
Всегда считала, что женщине важно реализовать себя не только в профессиональном плане, но и в качестве жены, матери. Этой теме я посвятила свои исследования, изучила опыт других семей. Рада, что создала счастливую семью не только на бумаге. Три года назад с супругом Николаем отметили в Доме бракосочетания серебряную свадьбу. Познакомились в Минске, когда он, тогда еще очень перспективный авиационный инженер, приехал из Москвы к нам в командировку. Я в то время преподавала в Минском институте культуры. Мой Николай родился на Волге, в чудесном селении Разнежье, «вырос на волнах» большой русской реки. У нас двое детей: Виталий – аспирант БГУ, математик, Кристина защитила кандидатскую диссертацию по социологии, работает в крупной туристической фирме. Дочь замужем, четыре года назад родила внучку Сонечку.
На мой взгляд, для того чтобы построить крепкую семью, женщине необходимо развивать в себе очень важное качество – уважение к мужчине. В детстве – это уважение к отцу, деду, брату, позже – уважение к другу, партнеру, коллеге. В супружестве – это уважение к мужу, уважение его мнения, его ценностных установок и предпочтений.
Во многих культурах и религиях существует концепция семьи, где мужчина – глава (голова). Что значит быть главным? Это значит быть ответственным, понимающим, нацеленным на сохранение своей семьи, своих близких и родных людей. Конечно, многое зависит от женщины «как шеи», которая вращает эту самую голову. К сожалению, многие женщины меняют свои представления о роли мужчины, мужа, а порой – меняются ролями и сами «несут» всю жизненную ношу...
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.