Владимир Песня, один из лучших фоторепортеров мира, лауреат крупнейшей и самой престижной международной премии в области фотожурналистики World Press Photo 2016, считает, что главная задача человека с камерой – научиться фиксировать кадр так, чтобы твои снимки стали достоянием истории, а не только поводом для нескольких «лайков» друзей.
Сегодня Владимир Песня работает в МИА «Россия сегодня». Как журналист он снимал последствия терактов в Париже, беспорядки с погромами, которые футбольные болельщики устраивали в Лилле, чемпионаты мира и Европы, Олимпиады. «Запретных тем для фотографии нет, есть некая линия, которую нельзя переступать. Главное – фотограф не должен врать. Подтасовка, постановка здесь недопустимы», – заявил он на встрече, организованной Международным медиа-клубом «Формат-А3».
Бытует мнение, что фотожурналист должен быть наглым. Каждый решает эту этическую проблему в зависимости от своей культуры и убеждений. Я не сторонник того, чтобы толкаться на съемках. Несколько раз попадал в подобный замес, старался как-то защититься, чтобы совсем уж назад не оттеснили. Пихаться ради кадра? Зачем? Какова его будет цена? Ну выскочили вперед 10 фо-
тографов, нажали на кнопку – и получили одинаковую картинку. В таких ситуациях предпочитаю отойти в сторону, найти другой ракурс… Возможно, он будет не очень выгодным, зато в итоге получу снимок, отличный от тех, что сделали другие.
Иногда в адрес моих коллег звучат обвинения: вместо того, чтобы помогать людям, фотокор делает снимки. Трудно прогнозировать, как бы ты повел себя в той или иной ситуации. Однажды, во время службы в армии, стал свидетелем ситуации, когда неподготовленный человек начал оказывать раненому помощь. Слава богу, ЧП не закончилось смертельным исходом, потому что вовремя успели медики. Если у меня нет квалификации оказать помощь умирающему, но я умею снимать, то буду это делать! Особенно если фотографии имеют общественную значимость – катастрофа, война, чрезвычайное происшествие.
Помните, чем закончилась история Кевина Картера, сделавшего всемирно известный кадр с африканской девочкой, недалеко от которой приземлился гриф-стервятник? Ребенок выжил, а фотограф, получивший за фото «Голод в Судане» Пулитцеровскую премию, покончил с собой после того, как был затравлен общественным мнением. Сам же снимок вошел в историю журналистики, став символом голода и бедственного положения в Африке.
Кевин Картер ничем не мог помочь девочке, но он отогнал птицу, а затем из лагеря Объединенных Наций пришла помощь… Фотография не должна врать, это важно… А для того, чтобы оставаться в этических рамках, надо быть честным, прежде всего с самим собой.
Несколько лет тому назад заинтересовался темой любительского хоккея в России. Приехал в городок Ветлуга, что в Нижегородской области. И там за два дня сделал снимки, которые затем опубликовали. На них изображены хоккеисты-любители, жители соседних сел во время игры в хоккей. В тот момент об участии в World Press Photo даже не помышлял. Потом, на всероссийском конкурсе «Точка на карте», моя история была удостоена диплома жюри. После этой удачи продумал структуру серии, сложил ее заново и отправил вместе с другими репортажами на World Press Photo. Я, конечно, не ожидал, что они выиграют. Тем более что за звание победителей боролись более 5 тысяч фотографов из 128 стран, а общее количество заявок превысило 82 тысячи. Но мне повезло… Кстати, эта история с фотографиями хоккейной команды Ветлуги, за которую получил награду WPP, говорит о том, что журналист реально может оказать помощь людям. Восемь лет спортсмены и их родители не могли получить добро на строительство стадиона в Ветлуге. И вот туда приезжает столичный фотограф. Губернатор побеседовал со мной и заявил, что лично займется данной проблемой. Вы не поверите, но уже через год он выполнил свое обещание! Стадион стоит! В таких ситуациях ты начинаешь реально осознавать силу журналистского слова и снимка.
Вообще допинг – большая проблема, и не только в России. К сожалению, спорт высших достижений не обходится теперь без этого. Однако накануне Олимпиады в Пхенчхане нормальных, вменяемых доказательств приведено не было, а того, что фигурировало в прессе, явно недостаточно для столь серьезного обвинительного заключения. Многие спортсмены, и их я знаю лично, не такие идиоты, чтобы в данной ситуации губить свою карьеру. Никогда не поверю, что допинг принимала фигуристка Екатерина Боброва! Да и насколько это целесообразно в спортивных танцах? Екатерина – умная, образованная девушка, с которой мы играем в одной команде в «Что? Где? Когда?». А свежая история с керлингистом Крушельницким, у которого нашли мельдоний на Олимпийских играх? Человек выступает в спорте, который по остроте мышления схож с шахматами! Дебилов там априори быть не может! Да, его допинг-пробы оказались положительные, но весь вопрос в том, как в его организм попал этот самый допинг. Это должно выяснить следствие.
От политики зависит все! Это такая область человеческой деятельности, которая стремится контролировать все сферы жизни. Когда ситуация изменится, наступит коммунизм или царствие божие на земле. А пока в любой подобной ситуации всегда видны уши политиков. Я не разделяю мнения, что в Пхенчхане были ужасные, неудачные игры. Спортивные соревнования прошли на достаточно высоком организационном уровне, было много интересных сюжетов, была драматургия, за что, собственно, болельщики и любят спорт. Жаль, что Россия во всем этом празднике участвовала в таком «урезанном виде». И это, естественно, проблема политическая! Я не готов обвинять кого-то конкретно, здесь есть и наши ошибки, и люди, которые мгновенно ими воспользовались. Как говорится, споткнувшегося толкни. Нужно извлечь уроки из ситуации и уверенно, спокойно идти дальше.
Сознательно позиционирую себя как фотографа светлой стороны жизни. Я не стремлюсь на войну, меня не тянет снимать какие-то катастрофы или происшествия, но при наличии задания в любую минуту готов выехать на место съемки. Вот уже долгое время работаю в МИА «Россия сегодня». Почти 50 процентов времени занимает спортивная тематика и столько же – все остальное, как я говорю, снимаю все подряд – куда направят.
Однажды меня попросили одним словом охарактеризовать фотожурналистику. На мой взгляд, это скорость. Жизнь убыстряется, темп становится более напряженным, к нам приходят более сложные идеи, требующие определенного технического оснащения и командной работы, и невозможно даже предугадать, к чему все это в конечном итоге приведет. Соответственно, и фотожурналистика ускоряется. Моя фотография может оказаться на сайте агентства через 45 секунд после того, как нажму на кнопку спуска. Фотожурналистика учитывает интересы большинства, «обслуживает» массовый спрос, а не ведет за собой.
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.