С той поры много воды утекло – православная церковь пережила и времена упадничества, и декаданса, когда казалось, что обществом овладела слабость, что многие не выстоят и что революционный молох сметет все на своем пути. Но духовный человек видел происходящее иначе. Настоятель Александро-Невского храма протоиерей Николай Коржич считает, что наша церковь выдержала гонения и вынесла все выпавшие на ее долю испытания. И в противостоянии злу победила. Хотя и лишилась очень многих из своих сыновей, но приобрела множество святых.
Обстоятельно и интересно рассказывает отец Николай об основных вехах в истории храма, показывает его реликвии: походная церковь, старше храма на год со своей богатой историей, древние намоленные почитаемые иконы Минской Божией матери и Святителя Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Нерукотворного образа Спасителя, автором которой, по преданию, является известный русский живописец Николай Ге, и многие другие святыни.
Жизнь отца Николая как священника связана в первую очередь с владыкой Филаретом: он рукополагал его в сан диакона и в сан священника, а затем, в свое время, после хиротонии, определил его служение в должности своего помощника, секретаря Минской епархии. Несколько раз в году на праздники, сопровождая владыку, он приезжал в Александро-Невский храм, быть может, и не предполагая, что волею Всевышнего станет когда-то его настоятелем.
Я считаю, что храм уникален для нашей столицы, он сохранился несмотря ни на какие испытания. В послереволюционное время его пытались закрыть, он подвергался бомбардировке во время Великой Отечественной войны. В 1941 году фугасная бомба пробила своды, но не взорвалась. Свидетели говорят, что когда ее обезвредили, она еще некоторое время лежала неподалеку, а храм какое-то время стоял без купола.
Всегда удивляли намоленность Александро-Невского храма и его прихожане. К примеру, раба Божия Светлана ходит сюда более семидесяти лет. Она всегда стоит у той самой колонны, у которой они находились во время службы когда-то вместе с мамой. Возможно, для кого-то прозвучит это громко, но белорусы действительно возвращаются к своим истокам. Они приходят в церковь – и все вокруг меняется, суета замирает, мысли успокаиваются, нисходит покой.
Мы благодарны Мингорисполкому за то, что он обратил внимание на военное кладбище, на храм и планирует выделить средства на предпроектные работы и изыскания. Реконструкция этих объектов должна происходить с учетом их исторической и культурной ценности. Мы со своей стороны предложили концепцию, выполненную за пожертвования прихожан, и теперь пытаемся ее отстаивать. Благоустройство захоронений, братских могил, обустройство дорожек, ограды, опор освещения, словом, всю территорию нужно привести в порядок. Надеемся, что с Божьей помощью у нас все получится.
Потребление для современного человека – это не только удовлетворение материальных нужд. Это жизненная философия, система ценностей, поле самореализации. Оно понимается многими ошибочно лишь как приобретение неких вещей, товаров и услуг. Но мы живем в мире символического потребления, которое затрагивает все сферы, и уже можно рассуждать о потреблении того же интернета, негативной информации, всего, что напрягает человека, сказывается на его взаимоотношении с окружающим миром.
Люди сознательно ограничивают личностное общение, отдавая предпочтение электронной коммуникации. С одной стороны, человечество, пользуясь новинками технического прогресса, облегчает себе жизнь, а с другой – этот самый научный прорыв не приводит к тому, чтобы становилось меньше самоубийств, алкоголизма, наркомании и других пороков.
В своих трудах великий святитель Иоанна Златоуст писал, что христианин, по примеру Господа Иисуса Христа, должен быть кротким и незлобивым. И Великий пост, который начался 19 февраля и продлится до 7 апреля, должен нас направлять к решению этой сверхзадачи. Если бы все дело было в еде, то, как заметил Преподобный Иоанн Дамаскин, коровы были бы святыми. Еда – не самоцель. Через Великий пост мы приближаемся к Богу, через него с радостью в сердце должны встретить Пасху. Поэтому мы призываем прихожан стремиться к кротости, незлобию и доброделанию. Правила, установленные церковью, необходимо выполнять, они выверены за свою многовековую историю. Пост и Пасха – самые светлые периоды времени в православном календаре. Это время духовного и телесного подвига. Нужно совершать молитвы, стараться чаще посещать богослужения, делать добрые дела и стремиться жить по заповедям Божиим.
Сам процесс преображения для меня как для священника – это уже чудо. В нашем приходе есть разные направления, например отец Василий работает с теми, кто когда-то оступился и попал в места не столь отдаленные, и он тоже приводил случаи духовного исцеления. Конечно, они встречаются не так часто, но Господь и намерения целует. Иногда в церкви оказываются люди, которые не могут победить какие-то наклонности души, их мучают страсти и пагубные привычки. Так, например, азартные игры – это грех. Часто на исповедь приходят игроманы, те, кто уже не могут остановиться и выносят из дома все, порой даже квартиры продают. Может ли церковь помочь избавить от этой зависимости? Ответ не столь однозначный. Одно дело – когда болезнь обнаружили на первой-второй стадии, и другое – когда на третьей или четвертой… То есть, если к тебе приходит взрослый, сформировавшийся человек, подверженный подобной зависимости, шансы на выздоровление невелики. В таком случае должны срабатывать законодательные рычаги, слышал, что уже наметились по дходы к решению таких проблем: например, ограничение доступа к деньгам в ходе игр, отказ от игр в кредит или отсутствие вблизи банкоматов и т. д. Вообще, избавление от любой зависимости – огромный труд, и это надо четко понимать.
Как и все юноши, я был когда-то в поиске своего места в жизни и своего призвания. Но мне было проще: я родился и воспитывался в семье священника. Мой выбор жизненного пути – не только пример отца, но и заслуга матери, которая старалась более тесно приобщать к церкви сызмальства. Как и всякому ребенку, мне хотелось погулять, а она просила почитать на церковнославянском, отправляла пономарить. Мама брала мягкостью и теплотой, а вот отец был более строгий, твердый, два раза не повторял.
В моей семье четверо детей. Главное в воспитании – это не столько нравоучительные проповеди, сколько простые и понятные вещи – мир, дружба, взаимопонимание и согласие в семье. Дети, естественно, всегда берут с родителей пример. Специалисты утверждают, что модели поведения откладываются у них на уровне подсознания.
Дай Бог, чтобы у нас в стране были полные семьи, чтобы не было в них недопонимания и чтобы родители желали побольше детей. Конечно, обустройство очага и построение семьи требуют больших усилий, но поколениям, которые жили до нас, было, на мой взгляд, гораздо тяжелее. Сейчас есть и открытость, и свобода, все направлено на то, чтобы человек развивался, реализовывал свои способности, жил по совести. И если человек сделал выбор жить с Богом и своими делами и жизнью свидетельствует об этом, то его уже ничто не сможет сбить с пути или поколебать.
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.