Виталий Карпанов относится к удивительной категории людей: встретишься с ним впервые, поговоришь часок – и кажется, будто бы знаком с человеком тысячу лет. Он умеет быть естественным, искренним, «ненапряжным», озорным, ироничным, серьезным, задумчивым, переменчивым, обволакивающим и ершистым… Короче, он умеет БЫТЬ.
И неудивительно, что со своими «Дроздами» он поет уже много лет. На радость десяткам тысяч поклонников разных возрастов и почитателей многообразных жанров. Количество просмотров его откровенно провокационных и шокирующих клипов – «Бали» и «Не танцую» превышает полмиллиона пользователей интернета! А если посчитать все лайки, комментарии – окажется, что наш солнечный Карпанов до боли свой, родной и так же любим народом, как Комаровка или фонтан «Мальчик с лебедем». Итак, зажигаем?
Никогда не стремился осознанно, специально лепить из себя имидж рубахи-парня, эдакого вечного весельчака, он сложился как-то сам по себе. Так бывает, когда наверху виднеется лишь небольшая часть айсберга, а главная, огромная, находится в толще воды, хотя, кстати, именно она является фундаментом и не дает «горе» перевернуться. Некоторым кажется, что Карпанов в свои 36 лет, играя и развлекая, валяет дурака… А для меня это еще и защитная реакция: с дурака вроде спрос невелик, особенно если где-то перегнул палку.
Произвести юмор высокой пробы – задача непростая. Почему народ, придя с работы, включает ТНТ, комедийный сериал, юмористическую передачу? Потому что на работе проблем хватает, и дома хочется расслабиться, отрешиться от хлопот дня. Позитив, смех всегда будут в цене и будут продаваться. Хотя смешить народ – особый талант, это не у всех получается, но когда артист наделен таким даром, он обязательно окажется востребованным у зрителя.
Не буду скрывать, за некоторые свои пассажи действительно неловко перед родными, слушателями, обществом в целом. Родители, конечно же, видели наши «бомбанувшие» клипы, но сначала промолчали, а лишь спустя месяц-два деликатно заметили: «Слишком не увлекайся». Близкие не восприняли это как катастрофу, потому что знают сына не песенного, клипового, а обычного, нормального, воспитанного в правильном духе. Да, я согласился на предложение режиссера в клипах «Бали», «Не танцую» немного похулиганить. Время диктует свои условия, приходится иногда ломать стереотипы, выпадать из общего привычного контента. В противном случае можно остаться без работы. Слыть эдаким вольным соколом, рассуждающим о чистоте искусства и правилах хорошего тона, при этом оставаясь абсолютно неизвестным и невостребованным. Мы выбрали другой путь: продолжаем гастролировать, колесить и дарить народу отличное настроение.
Когда-то очень сильно переживал по поводу нашего хайпа, и до сих пор неудобно петь те же «Бали» на корпоративах. Да и заказчики часто оговаривают репертуар, исключая эпатаж. Однако потом, в разгаре концерта, хозяева застолья сами подбегают и просят: «Виталик, а сейчас давай «Бали»!» И я понимаю, что никуда не деться: люди расслабились, накатила волна удовольствия, они позабыли об условностях, ведут себя более естественно, вот и захотелось безудержного кайфа.
Слово «эксперимент» очень мне нравится, потому что пытаюсь примерить на себе разные образы. Правда, на все эксперименты уже не хватает времени. К тому же, чтобы добиться успеха, надо выбрать цель и «мочить до упора». Но главное и первичное – музыка! Все, что вокруг нее, – приложение второстепенное, да и «опыт, сын ошибок трудных», тоже важен. Попробовал себя в роли ведущего, хотя внутренне тормозил: куда я лезу, зубы кривые, буквы не выговариваю, странно выгляжу! Но в итоге «вписался» же в экран – и сработало! Я был первый блогер в Беларуси, который еще в 1998 году, в авторском «ДРО-ШОУ» задавал за кулисами неудобные смелые вопросы артистам. Сейчас эта форма интервью «выстрелила» по всему миру, а тогда я был первопроходцем. Безусловно, мог бы двигаться и дальше в направлении блогосферы, но в таком случае пришлось бы задвинуть музыку на второй план.
Пробовал вести блог и на сайте БЕЛТА. Главное агентство страны – большая солидная площадка для развития личности и артиста. Но оказалось, что это другой формат, от меня обычно ждут шуток, приколов, веселья, а резвиться здесь вроде не совсем удобно: рядом серьезная аналитика, политические комментарии, социальная проблематика… Словом, поэтому и «не выстрелило».
Выступал на днях возле спортивного комплекса «Чижовка-Арена». Вижу, народ снует туда-сюда, воспринимая артистов чисто как фон. Но я не могу так работать! В доску расшибусь, все сделаю, чтобы зрители остановились, подошли ближе, что-то прочувствовали… Хочется собрать толпу, акцентировать внимание, организовать ее так, чтобы люди остались довольны, получили заряд бодрости и ушли в хорошем расположении духа. Если не смогу этого сделать, значит, не профессионал, пора на покой.
Однажды играли на свадьбе, причем заплатили весьма приличную сумму, но, как оказалось, нас позвали на торжество только для мебели. Я называю это «играть в ковер»: когда ты словно в пустоте, в бездне, и звуки улетают вникуда. Между тобой и зрителем – стена, при таком раскладе энергия артистов заканчивается моментально.
Давали с ребятами концерт на швейной фабрике, в женском коллективе. Мои пацаны-музыканты решили надо мной поприкалываться: я прощаюсь с девчонками, а они продолжают играть. И так раз десять. Измывались надо мной от души. Ясное дело – зрительницы молодые, заводные, выплясывали так, что ребята подумали, будто что-то им перепадет… Ну и мы от души кайфовали, играли долго и «в кассу», потом организаторы даже «выписали» дополнительно премию. Было действительно круто!
Случается, когда приглашают на свадьбу или корпоратив в ресторан, где не один, а четыре или даже пять залов. Мы играем, но меня так и подмывает прийти на каждый банкет и спеть свои «Кеды-полукеды». Ребята с радостью ведутся на приятную провокацию. Сюрприз наш, разумеется, абсолютно бесплатный. Поем от души! Люди счастливы, да и мы от доставленной радости тоже кайфуем.
Если ты успешен, тебе завидуют, и это нормально, не надо скрывать чувства, рисуя идиллические картинки. Но в то же время твой триумф должен подстегивать других, заставлять артиста задуматься: если у кого-то есть подвижки, почему у меня не получается? Ребята, копайте глубже! Если не зовут на «Песню года» или «Славянский базар», не отчаивайтесь! Есть открытая свободная площадка – интернет. Фигурально выражаясь, сними штаны, переломай себя! Зайди с другой стороны! А дальше уже жми на газ, продолжай работать, творчески развивайся, удивляй – и тебе воздастся! Почему ты уперся в один только телик?!
Почувствовал, что стал взрослым в моральном, этическом плане. Теперь долго обдумываю поступки. Сегодня, допустим, вряд ли бы решился снимать «Не танцую» или «Бали». Дело в том, что если в 33–35 ты еще находишь для себя внутреннее оправдание, то в 37 такой выбор, даже если он как аргумент с точки зрения раскрутки, продвижения, сделать гораздо сложнее. Семьи, дети, карьера – это все меня, как и других коллег, уже стопорит. Поэтому, почувствовав, что взрослый, решил с другими мерками подходить к своей жизни.
Артистов сейчас все равно «качают» из интернета. Поэтому есть шанс, сидя дома, у себя в деревне Иваново, набрать миллион просмотров в YouTube и стать звездой. И тебе позвонят с Первого, пригласят на концерт или телепередачу. Сегодня не нужны дальние заходы, не надо ехать ни на какие «Голос» или «Х‑Фактор»: можно жить в нашей прекрасной стране, петь, плясать, словом, «махать шашкой, всех пугать» и добиваться мировой славы.
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.