Каждый раз, бывая в гостях у своих племянников, я понимаю, что жизнь современного ребенка насыщена забавами и развлечениями, нам прежде недоступными. Особенно это чувствуется в детской комнате, заваленной игрушками всех мастей, или по мультикам с непонятными персонажами, которые днями смотрит детвора. Вдобавок малыши не останавливаются на достигнутом, все время просят новые и новые игрушки. И с каждым разом все экзотичнее и необычнее: это жуткие куклы-монстры, интерактивные роборыбки, наборы приколов… Причем названия у этих зверушек-игрушек рушат классические стереотипы и ставят взрослого в тупик. Да еще и заставляют задуматься: «Кто автор этих странных творений?». Впрочем, следует признаться и в том, что благодаря малышам мы становимся более продвинутыми – хотя бы в мире игрушки. Так со мной получилось и в этот раз...
– А ты слышала про «котозая»? – спросил меня однажды маленький Андрюша. Так как в последнее время мальчишка придумывал множество новых словечек, я посчитала это его очередным новым «творением». И чтобы «быть в тренде», поинтересовалась у ребенка значением сего слова. Оказывается, это кот, который может превращаться в зайца, и наоборот. А точнее – игрушка-перевертыш, набирающая популярность в аккаунте минского фотографа в одной из социальных сетей.
Чем так интересен этот «котозай» и почему фото с его изображением набирает «лайки»? Я решила связаться с автором идеи.
Знакомьтесь – Павел Петрищев, белорусский фотограф, отец двух замечательных дочерей Сони и Марты. Павел вместе со своей супругой Еленой занимаются фотографией и интересуются дизайном, а еще организуют для своих любимых девчонок модные фотосессии. И это отнюдь не единообразные скучные снимки, а театрализованные фотоистории с оригинальными костюмами. Которые, кстати, разрабатывает и шьет Елена, используя винтажные кружева, ткани, бижутерию… Павел Петрищев считает, что винтажный материал несет в себе свою особую энергетику, обладает смысловой нагрузкой, а костюмированное фото приобретает характер безвременности. Кроме того, снимки автор делает не только цифровым аппаратом, но и с использованием старой пленки. Павел признается, что Соня и Марта постоянно вдохновляют родителей на что-то новое, необычное. Так получилось и с «котозаем».
В семье Петрищевых интересуются не только национальным эпосом и культурой, но и проявляют интерес к восточным традициям. Собираясь вместе перед телевизором, родители с девочками частенько смотрят аниме японского мультипликатора Хаяо Миядзаки с главным персонажем Тоторо. Он-то и стал, скорее всего, прототипом «котозая». Об этом чуть подробнее.
Однажды в гости к Павлу и Елене пришел их знакомый-коллекционер и принес несколько свертков льняного домотканого полотна, найденного в заброшенном родовом поместье. Долгое время материал пылился на полке – ждал своего часа. И вот несколько лет назад, придумывая новый сюжет для фотоистории с участием Сони и Марты, Елена решила использовать ткань. Выстирав ее, начала выкраивать и наполнять «тело» будущего «зверька» специальным гипоаллергенным материалом. К процессу присоединились дочки и супруг.
– Чего-то не хватает... Нужны глаза, но какие? – подумали взрослые.
– А как его назвать? – подхватили идею дети.
В итоге решили, что глазами зверька станут две прямые линии, они же и зубы. Случайным образом получилось существо, с одной стороны напоминающее зайца, с другой – кота. Создание, которое никогда не падает и ни за что не унывает. Своеобразное альтер эго многих из нас. По словам отца семейства, характер котозая схож с характерами членов семьи Петрищевых да и в целом с темпераментом оптимистичных и стойких белорусов.
Тогда Павел задумался и предположил, что прототип японского аниме-персонажа Тоторо заинтересует не только соотечественников, но и азиатский континент. И начал продвигать «котозая» через социальные сети:
– Я попытался пиарить его через модную социальную сеть с названием «котозай». К сожалению, это слово было забанено приложением, а хэштеги выбросили меня на какие-то порнографические сайты. Тогда было решено дать название игрушке через нижнее подчеркивание k_t_zay. Оно-то и оказалось в реальности глазами и зубами игрушки. В фотографии это называется теория «решающего момента». На мой взгляд, это некое стороннее вмешательство – что-то подсказывает, что ты движешься в правильном направлении, – признался автор.
Игрушка, кстати, пришлась по душе японцам, бразильцам и даже скандинавам. Несколько экземпляров было сделано для друзей и на продажу. К тому же получилась она многофукциональной: ее можно положить под голову, использовать в машине как подушку, для оформления интерьера. Нравится она и детям.
– «Котозай» спасает от одиночества и личных комплексов. Он помогает быстро познакомиться с противоположным полом. Разговор завязывается сразу с первого вопроса: «А что это?». Ну а дальше все зависит от собеседника. Мой приятель так познакомился со своей будущей супругой. «Котозай» существует вне времени и пространства. Он у нас в семье – самостоятельная единица, нечто живое! – убежден Павел.
Ева ЧИЖЕВСКАЯ