В 2014 году рабочая группа по совершенствованию работы ЖКХ провела оценку деятельности отрасли. Были сделаны выводы: именно на их основе и началась масштабная работа по совершенствованию функционирования ЖКХ Минска. Мингорисполком по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства разработал план действий, который стратегически определял главные направления деятельности. Каковы итоги? Об этом газете «7 дней» рассказал Виталий Смирнов, генеральный директор Государственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство».
Прежде всего во всех районах Минска созданы службы заказчика в форме коммунального унитарного предприятия «Жилищное коммунальное хозяйство района» (далее – ГП ЖКХ). Проведена работа по укрупнению существующих жилищноэксплуатационных участков (далее – КУП ЖЭУ).
В результате вместо 141 юридического лица техническим обслуживанием жилищного фонда занимается 58 предприятий – 10 ГП ЖКХ и 48 КУП ЖЭУ.
ГП ЖКХ по территориальной принадлежности определены заказчиками по выбору на конкурсной основе исполнителей основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг для населения и наделены функциями по осуществлению контроля за их выполнением подрядными организациями.
Также ГП ЖКХ назначены уполномоченными лицами по управлению коммунальной собственностью и общим имуществом совместных домовладений, в которых собственниками в установленном порядке не выбран иной способ управления. В связи с этим ГП ЖКХ сегодня представляют и защищают интересы людей – жителей своих районов, то есть по сути являются «адвокатами населения».
Все основные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги заказчик оказывает на конкурсной основе для определения наиболее выгодных предложений. В 2016 году по всем услугам было проведено 1207 процедур на конкурсной основе (санитарное содержание, капитальный и текущий ремонт и т. д.). Контра-кты заключались только с теми организациями, которые удовлетворяли необходимым квалификационным требованиям и имели опыт работы. Появилась конкуренция, впервые на этот рынок пришел частный бизнес – в этом есть свои плюсы и минусы. Безусловно, в работе частных компаний есть масса того, что стоит принять во внимание, опыт работы этого сегмента рынка очень важен для нас. Но, надо признать, частный бизнес не всегда, во всяком случае на первоначальном этапе, справлялся со взятыми на себя обязательствами в полной мере.
Пример тому – деятельность частных клининговых компаний по санитарному содержанию жилого фонда: все оказалось не так просто, как, вероятно, думали об этом руководители данных организаций. В любом случае такой опыт положителен: взаимный свежий взгляд с разных ракурсов позволил увидеть и наши недоработки, и слабые места новых игроков на рынке. Это позволяет нам как партнерам учесть все недостатки и не допускать ошибок в будущем. И, главное, была создана конкурентная среда, позволяющая снижать затраты и оказывать услуги на должном уровне.
Когда начиналась работа по реорганизации, численность персонала по обслуживанию жилого фонда в Минске составляла порядка 17000 человек. Сегодня в этой сфере трудится 11500 сотрудников, но это не значит, что кого-то просто уволили, отправив на улицу. Все приведено в оптимальный режим: если раньше в системе постоянно было 5-6 тысяч вакансий, то сегодня – практически ни одной. Конечно, работа стала напряженнее: одно ЖЭУ теперь
обслуживает от 500 000 до 1.000.000 кв. метров.
До реорганизации в Минске было 43 расчетно-справочных центра, каждый из которых подчинялся ЖРЭО района. Надо признать, не существовало должной единой политики: человеческий фактор играл свою не лучшую роль. Цепочка «исполнитель РСЦ – директор РСЦ – директор ЖРЭО» работала не совсем эффективно, допускались ошибки в начислениях. Да и граждане испытывали неудобства: необходимые справки и выписки можно было получить только в одном РСЦ. Сегодня же все центры объединены, имеют единую политику и управление в лице руководителя и заместителя. Поэтому гражданин для решения своих вопросов может обратиться в любой из 43 центров.
Важным этапом в развитии стало создание единого контакт-центра (службы 115). До его создания в Минске числилось порядка 465 диспетчеров: это 138 телефонных номеров, которые работали только с 8 до 20 часов. Для населения была масса сложностей: в экстренных случаях необходимо было знать номер своей диспетчерской, заявки иногда пропадали, не исполнялись должным образом. Конечно, люди жаловались. Безусловно, запуск нового проекта в ноябре 2015 года не решил сразу все проблемы на 100%, но дал существенный импульс к совершенствованию работы. Преимущества налицо: заявки не пропадают, все регистрируются и, самое главное, контролируется их выполнение. Доступ к сервису круглосуточный – номер 115 работает в режиме 7/24/365, работа службы постоянно совершенствуется, используется опыт соседних государств. Также на базе службы 115 создан портал «Мой горад» 115.бел. Он позволяет неравнодушным гражданам столицы сообщать о проблемах города – это эффективный источник информации и руководство к действию для коммунальных служб. Информация анализируется, ведется контроль за решением обозначенных людьми проблем.
График работы аварийной службы раньше был также ограничен по времени: с 20:00 до 8:00. Прибытия бригады можно было ждать и 2, и 3 часа – в городе работало порядка 6 – 7 экипажей. Сегодня задействовано до 18 экипажей в круглосуточном режиме, норматив прибытия на место – 30 минут. Были созданы 3 дополнительные точки дислокации аварийных бригад, что значительно улучшило логистику работы и ускорило время прибытия на место.
Раньше в наших хозяйствах насчитывалось около 600 единиц специальной техники, и это без учета различных прицепов, катков, виброплощадок и т. д.! В каждом районе, например, было по одному экскаватору и машинисту, который только два-три раза в месяц выезжал на работу. Зачем такая практика? Та же ситуация наблюдалась и с автогидроподъемниками, катками... Есть предприятия, которые специализируются на определенных работах, профессионально обслуживают такую технику и всегда готовы выполнять подобные задачи. Поэтому такие машины были переданы специализированным организациям коммунальной формы собственности, которые эффективно используют технику каждый день, а не эпизодически.
Сегодня заказчик контролирует работу подрядчика и проверяет акты выполненных работ для их оплаты исключительно за реально выполненный объем и качество. Только за 2016 год такая методика работы позволила сэкономить порядка 5 млн деноминированных рублей. Все представители службы заказчика прошли специализированное обучение и аттестацию. К сожалению, выдержать экзамен удалось не всем, но эта мера позволила сформировать высококвалифицированную команду.
Один из важных целевых показателей – работа с обращениями граждан. Согласно постановлению Совмина мы должны ежегодно снижать на 1,5% количество письменных обоснованных претензий граждан. По итогам прошлого года нам удалось снизить этот показатель на 22%.
Расширяется практика оказания платных бытовых услуг для населения, в том числе в выходные и праздничные дни – в наиболее удобное для граждан время.
P.S. Таким образом, перемены в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы налицо. С одной стороны, ЖКХ стало более эффективным и экономичным, с другой – система обслуживания населения приблизалась к реальным потребностям людей, стала более удобной и понятной. Руководство страны вскоре проанализирует опыт Минска в реформировании ЖКХ и примет решение о целесообразности внедрения столичных методов работы в масштабе всей страны.