«Мы сделаем хорошую скидку», «подарим Мексику почти даром», «горящая путевка в Барселону за 3000 рублей». Профессиональные менеджеры называют такие туристические компании «скидочниками» и призывают потребителей к бдительности после упоминания слов «скидка». А все потому, что нередко наивных граждан, желающих отдохнуть за рубежом архидешево, ожидает сорванный отпуск, пропавшие деньги, молчание на другом конце телефона и жалобы в правоохранительные органы.
Да, так бывает не всегда. Но очень похоже, что, предлагая наибольшие скидки, некоторые фирмы только губят рынок туризма. Чем больше и чаще скидки, тем быстрее «агентство скидок» идет к краху из-за кассового разрыва. Как отличить надежную контору от липовой и что делать, покупая путевку в турфирме, даже существующей на рынке более 5-10 лет, мы попросили рассказать менеджера одной из них.
Стоит обратить внимание на следующие 10 пунктов:
1. Зайдя в офис, окиньте взглядом стены – здесь должны висеть несколько рамочек с различными дипломами и сертификатами. Если в поле вашего зрения они не попали, то смело просите их предъявить.
2. Любое агентство, заинтересованное в качестве, добровольно получает статус соответствия национальной системе Республики Беларусь, где на фирменном бланке написано: «Аккредитованный орган по сертификации ГУ «Национальное агентство по туризму». Там же имеется дата регистрации и срок действия сертификата. Официальная бумага выдается на основании акта проверки.
3. Дипломы менеджерам, как правило, присваиваются туристическими операторами – обратите внимание на фирменную страницу с логотипом.
4. Если в офисе видны интерьерные решения, которые так просто не свернуть, не убрать и не закрасить, то это говорит о том, что фирма быстро не собирается съезжать, потратившись серьезно на обстановку. Однодневки, напротив, не удивят чем-то оригинальным в дизайне, а вот если тематика агентства пересекается с мебелью, печатной продукцией, то вы, скорее всего, попали в сертифицированную организацию.
5. «Скидочники» не привыкли отдавать, поэтому не надейтесь даже на подаренную фирменную ручку или конфетку.
6. Мошенники не работают над имиджем: если вы отказались покупать тур, то не ждите дальнейшей вежливости, которая была при агитации. Профессионалы даже при изменчивом решении клиента будут все равно рады видеть его снова, и неважно, через неделю вы придете или
через год.
7. Тураферисты тоже продвигают себя рекламой и сарафанным радио, поэтому не надейтесь на отзывы других, кто летал года два назад от этой фирмы. Возможно, в планах директора именно вы последний клиент, до его отъезда с большим чемоданом денег. Вспомните пункт 1-2.
8. Профессионалов отличают слаженные действия команды. Любой свободный менеджер в офисе согласится проконсультировать клиента коллеги (хотя сделка не будет им оформляться), пока тот занят, либо вежливо попросит подождать.
9. При предоставлении большой скидки убедитесь в ее адекватной обоснованности и на всякий случай уточните в других турагентствах стоимость подобного тура.
10. Если при обращении в фирму вам назвали одну цену, а при личном контакте она увеличилась, аргументировав перерасчетами тарифов, – не паникуйте. Тарифы действительно официально могут пересчитываться компьютерной системой – от менеджера это не зависит.
При этом принимается оплата в белорусских рублях, предоставляется чек и договор с подлинными подписями и штампами.
Покупая тур, вспомните эти советы, чтобы отпуск не пришлось проводить на даче, теребя пустые карманы.
В заключение наш консультант сказала следующее:
– Легко и просто решили проблему агентского демпинга, например в Польше. У них на договорном уровне запрещено продавать туры ниже цены туроператора, которая указана на сайте, чего не скажешь про наши турфирмы. В России, а конкретно в Калининграде, также идет борьба с «бешеными» скидками: нарушения выявляются с помощью контрольной закупки. Чтобы искоренить проблему в белорусских фирмах, необходимо решение Министерства спорта и туризма, в котором будет прописан единый процент, зарабатываемый агентством. Считаю, что должны вернуть обязательную, а не добровольную сертификацию для туристических фирм – лицензия поможет обезопасить клиента от фирм-однодневок, чтобы не было потом громких разбирательств и недоверия ко всем. Конечно, туры сразу подорожают при фиксированной скидке, так как число предложений уменьшится, но качество отдыха это вполне компенсирует.
Вероника ГОРБАЧ, выпускница института журналистики БГУ
Страсти вокруг долгостроя в центре столицы не затихают. Вопрос о его судьбе – один из самых частых на всех прямых линиях, которые касаются возведения жилья. Ведь директор строившей «Грушевский посад» компании Илья Волох еще в 2019 году сбежал в Польшу, оставив в Минске сотни семей без денег и квартир. Сегодня мы рассказываем о том, как это повлияло на жизнь владельцев «квадратов» на бумаге» и самом вероятном решении проблемы «посада», которое их пугает.