Ценители высокого искусства считают, что в опере есть все. Хотите – протест, хотите – интриги, хотите – любовь или смерть во имя этого сумасшествия. В опере в какой-то степени все пишется о любви, а затем уже на этой почве начинает вступать в действие закон единства и борьбы противоположностей и выстраиваться иерархия ценностей.
Более 20 лет отдал этому жанру заслуженный артист солист Национального академического Большого театра Беларуси Станислав Трифонов. Недавно известный баритон – вместе с другими создателями национальной оперы «Седая легенда» по повести Владимира Короткевича – стал лауреатом Государственной премии.
О победе узнали вечером, находясь на боевом посту. Играли с Сергеем Франковским «Аиду», в антракте ему позвонили Нина Ивановна Козлова (заведующая труппой солистов оперы Большого театра – Прим. ред.), а затем наш генеральный директор Владимир Павлович Гридюшко. Поэтому можно сказать, что полспектакля пели рядовыми, а допевали – уже лауреатами Государственной премии.
Композитор Дмитрий Смольский, главный художник Александр Костюченко, режиссер Михаил Панджавидзе, мои коллеги Нина Ломанович, Анастасия Москвина, Сергей Франковский, Оксана Волкова – благодаря им и всем, кто причастен к постановке, мы теперь с этим спектаклем готовы представлять Беларусь на любых оперных сценах мира.
На сто процентов, конечно, не были уверены в победе, но когда на конкурс подается такое серьезное произведение – национальная опера по произведению классика белорусской литературы, в которое вложено немало сил и таланта легенд нашего Большого, конечно же, шансы велики. Да и плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
В «Седой легенде» играю роль разлучника и злодея Кизгайло. За 20 лет на оперной сцене уже свыкся с тем, что часто достаются роли отрицательных персонажей. Но разве можно однозначно сказать, что один человек хороший, а другой плохой? В каждом из нас намешано столько всего разного… Все мы по-своему непростые, и даже отъявленный злодей способен на добрый поступок – кошечку накормить или старушку через дорогу перевести.
Интересно понять другое: какие обстоятельства толкают людей на те или иные поступки? Театр не обязан давать однозначный ответ на этот вопрос, а вот подтолкнуть зрителя к такому размышлению – это как раз его задача.
В моем репертуаре есть роли удобные, спетые, сыгранные большое количество раз. Это, например, мои любимые «дети» – князь Игорь или Скарпиа из «Тоски», я их много лет пою, причем не только в нашем театре. Есть роли неожиданные, например, Голландец из оперы Вагнера. Пришлось учиться исполнять партию на немецком, а это особое произношение и звукоизвлечение. Потрудился немало, зато получил колоссальное удовольствие и от музыки, и от пения.
Задача государства – приобщать народ к культурным ценностям и святыням. Сами творцы тоже не должны опускаться до уровня примитивного сознания, потакая во всем вкусам массового потребителя. Уже есть неудачные примеры из мировой практики, когда «Войну и мир» Льва Толстого ужимали до 10-20 страниц текста. Опера – это элитарное искусство, оно не всем понятно и его нужно учиться понимать. Оперная музыка бывает разная: есть достаточно сложные для восприятия Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Рихард Штраус. Но есть и Джузеппе Верди, Петр Чайковский… И если человек хоть чуть-чуть отличается от одноклеточной амебы, он в состоянии понять и принять красоту такой музыки без подготовки. А вообще, элитарность вовсе не означает недоступность искусства, если человек ходит в оперу, пусть даже не часто, он тем самым уже к этой самой элите и приобщается.
Опера у нас вроде и не загнана в подполье, но ее вроде бы и нет, она – тот самый пресловутый неформат. Включаешь телевизор – а там сплошные «тили-тили, трали-вали». Наверно, это тоже неплохо, но должна присутствовать на экране и другая музыка, классическая в том числе. Мы сначала отдаляем молодежь от оперы, а потом удивляемся, почему она ее не принимает. Хотя справедливости ради замечу, что в Большом нет проблемы заполняемости зала, к нам идут и молодые, и те, кому за тридцать и кому за пятьдесят…
Я родился в семье профессиональных музыкантов, поэтому судьбой было предначертано пойти той же дорогой. Правда, долго сопротивлялся, рос, как обычный ребенок, наслаждаясь всеми прелестями детства. Потом случайно попал в церковный хор, затем было Минское музыкальное училище имени Глинки, и уже там, благодаря замечательному педагогу Адаму Мурзичу, появились первые нотки интереса к сольному пению. После его окончания поехал поступать в Одесскую государственную консерваторию, конкурс был очень большой, если не ошибаюсь, 10-12 человек на место. Украина всегда славилась певучестью мовы и своими голосами, но мне повезло – поступил!
Заметил, что у нас на каждом столбе висят объявления – «Даю уроки вокала». Если копнуть поглубже такого «мастера» – он сам никогда не занимался пением и толком не понимает в вокале, но родители ведут к таким самоучкам детей, а потом милые семилетки, участвующие в разных эстрадных проектах, начинают как-то неприятно, с носовым призвуком петь в микрофон. Я вовсе не закоренелый классик, просто это все называется дурновкусием, которое прививается с младых лет. Нельзя стать хорошим певцом, игнорируя базовые знания и элементарные навыки. Родители же идут легким путем, для них, наверное, главное увидеть свое чадо в заветном телеящике. А сколько детишек после таких экспериментов выходит с искалеченной психикой? В звезды вырвутся единицы, а тысячи, даже десятки тысяч, не попадут на вожделенные сценические подмостки, а если и попадут, то чаще всего это – калифы на час.
Сейчас развелось столько копий, что за ними и подлинника не увидать. Очень мало тех, кто старается в своем жанре придумать новую форму. Пытаемся на западный манер, по чужим лекалам, что-то скроить. Зачем? Не лучше ли идти своим путем? В мире теперь ценится что-то самобытное, народное, с чертами национального колорита. В Беларуси когда-то существовали роскошные традиции хорового пения, раньше чуть ли не при каждом заводе был свой хор, а сегодня это потеряно и задвинуто. Надо не бояться идти непроторенной дорогой. Приступая к репетиции нашей «Седой легенды», тоже поначалу казалось, что будет сложно петь из-за обилия шипящих согласных, однако получилось. И, видимо, неплохо, раз оценили на столь высоком уровне.
В свое время оформил себе дачный участок в деревне Беларучи, это совсем недалеко от столицы, но пока только колышки забиты, стройка так и не началась. К пенсии, возможно, с женой, собрав нужную сумму, «развернемся»… Есть люди, которые привязаны к земле, к огороду, они с восторгом рассказывают о том, какие гайки и где купили и какие кабачки посадили. Признаюсь, слушаю своих соседей, поддакиваю, но пока особого желания нырнуть с головой в огород или торчать часами на стремянке не возникало. Я немало времени провел в Одессе, и там сформировалось свое представление о летнем отдыхе. Это отнюдь не поездка на дачу, а отдых у моря, на пляже, когда можно просто валяться и ничего не делать. Разве что книгу почитать или в волейбол поиграть.
Познакомился с будущей второй половиной на вступительных экзаменах в консерватории. И с той поры вместе. Она тоже певица, солистка нашего театра. У нас двое детей – Евгения (12 лет) и Мирон (два с половиной года). Дочь переняла наши гены, но музыкой занимается из-под палки. Правда, мы на нее особо никогда не давили, однако момент, когда она может стать профессиональным музыкантом, упустили… Хотя пути Господни неисповедимы… Зато она с удовольствием танцует, причем выбрала народные танцы.
Иногда нас спрашивают, сложно ли уживаться в одной семье двум артистам. Общее дело, на мой взгляд, сближает супругов. Артист – это не просто профессия, это образ жизни, своя рефлексия и художественное «зрение». Дома иногда тебе хочется помолчать, а иногда, наоборот, рассказать о своих внутренних переживаниях. И когда с тобой рядом близкий человек, который понимает твою психику и поведение, то вам с ним легко и комфортно.
В гостях у рубрики «ПРАВИЛО ГЛАГОЛА» – современный мастер слова, профессор Литературного института, лауреат Патриаршей премии Олеся Николаева.