В прошлом столетии поход в ресторан приравнивался к визиту в театр. Люди наряжались, подбирали дорогие украшения, ходили к лучшим парикмахерам. Так было раньше. А сейчас? Теперь сходить в ресторан — это равносильно тому, что выйти в соседний магазин за хлебом. Никто не «заморачивается» по поводу одежды. И в кедах в ресторан сгодится, и в таких модных «рваных» джинсах. Так может быть правильно, что ресторанам в Беларуси планируется дать право определять дресс-код для посетителей?
— Думаю, что культуру поведения в ресторанах, кафе тоже нужно постепенно развивать. Должен ли себе позволять человек в сланцах и шортах зайти в ресторан, где посетители в одежде для вечерних мероприятий? Наверное, это тоже не очень хорошо. Право определять дресс-код для посетителей объектам общественного питания планируется предоставить впервые. При этом ресторан должен будет заранее проинформировать посетителя о дресс-коде, — отметила заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич в пресс-центре БЕЛТА во время круглого стола «Сфера общественного питания в Беларуси: либерализация рынка и перспективы развития».
Говоря о том, какие же нововведения ожидают белорусов, Ирина Наркевич отметила, что соответствующие изменения планируется внести и в правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания. Также в скорректированном варианте документа посетителям предполагается предоставить возможность принести с собой пищевую продукцию и товары, за исключением запрещенных к использованию. «Но это, безусловно, с позволения администрации объекта общепита. Сейчас эта норма не урегулирована. Конечно, вряд ли можно будет принести в ресторан еду собственного приготовления, но, например, испеченный в кондитерской праздничный торт — почему нет?» — считает Ирина Наркевич.
Также она сообщила о предоставлении права прекращения работы кассового оборудования в объекте общественного питания по окончании расчетов с последним покупателем. «Такова мировая практика. Сейчас у нас устанавливается конкретное время — например, 23.00. Но если посетитель решил заказать чай в 22.50? Ему необходимо рассчитаться ровно до 23.00, или субъект хозяйствования может получить штраф за нарушение кассовой дисциплины. Подобная ситуация может вызвать недовольство потребителя», — пояснила замминистра.
Корреспондент «7 дней» выяснила, что же думают о предложенных новшествах министерства специалисты из ресторанного бизнеса и общепита.
— Владельцы белорусских кафе и ресторанов стараются не отставать от быстро меняющегося и совершенствующегося ресторанного бизнеса. Но, по моему мнению, в нем по-прежнему не хватает смелых решений, кулинарных экспериментов, творчества, — поделился мыслями собственник компаний, предоставляющих услуги в сфере общественного питания, Александр Равина. — То, что белорусским ресторанам планируется дать право определять дресс-код для посетителей, хорошо. Ведь для любого хозяина, его ресторан или кафе как дом, в котором работает его семья. И вот, когда в доме чисто, уютно, красиво и создан определенный стиль, хочется, чтобы все соответствовало этому заведению и его стилю. Использование пищевой продукции и товаров других производителей и сегодня допускается. А вот для удобства посетителей, конечно же, лучше не ограничивать время работы кассового оборудования.
— Поход в ресторан или в кафе у нас еще не вошел в привычку. Гораздо больше людей берет с собой на работу еду домашнего приготовления, — рассказала учредитель сети кафе домашней кухни Юлия Курьян. — А вот с мнением Ирины Наркевич по поводу введения дресс-кода я полностью согласна. В любом хорошем заведении важна атмосфера. И одежда посетителей здесь играет далеко не последнюю роль. Другое дело, что такие кафе, как в нашей сети, работают в сегменте быстрого питания и четыре из пяти наших заведений — на фуд-кортах торговых центров. Поэтому у нас дресс-кода не будет. Также поддерживаю идею, что можно будет в кафе и рестораны приносить с собой пищевую продукцию. Это касается в первую очередь заказных банкетов и фуршетов. Но, с другой стороны, если заказчик, к примеру, принес с собой торт, которым отравились на мероприятии, то ответственность лежит на кафе.
Говоря о работе кассового аппарата, могу рассказать о своеобразной традиции в нашем заведении. Если в 21.58 кто-нибудь приходит сделать большой заказ человек на пять, то мы этому очень рады и выдаем запрошенные блюда после 22.00. Но расчет с посетителем стремимся провести до этого времени. Иначе серьезный штраф.