Как часто мы слышим – мне медведь на ухо наступил, дескать, фальшиво пою. Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, его имеющему, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Стоит вспомнить, что дарования человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться звуками. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Виды музыкального слуха
Абсолютный
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок и т.д.).
Относительный
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка — звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.
Развивается в процессе обучения музыке.
Мелодический
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами.Развивается в процессе обучения музыке.
Гармонический
Способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот, или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
Внутренний
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень. На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.
Развивается в процессе обучения музыке.
Предслышание
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.
Я тоже петь хочу!
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, он есть.
Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по его развитию. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».
Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учиться так же, как рисовать, танцевать или плавать.
А, кроме того, если вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если любите музыку, слушаете ее, значит — у вас нормальный музыкальный слух, можете на этот счет не беспокоится.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма, развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся: если будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет его быстро развить. Кстати, композитор, пианист и педагог Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой.
Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно он эволюционирует прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Один из методов развития интонационного слуха — через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух связан с общей музыкальностью, которая выражается в эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образов и переживаний.
Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!
Олеся ОЛЕЙНИК
Специалисты Госстандарта рассказывают, на что нужно обратить особое внимание, выбирая обувь и одежду школьникам.