Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Вопреки

№36 от 07 сентября 2016 года

Я – счастливая!
Я – счастливая!

Так говорит о себе Мария Рудко, обаятельная и жизнерадостная 22-летняя минчанка, студентка 3-го курса филиала Российского государственного социального университета. Она живет насыщенной жизнью современной молодой девушки, которой все интересно. Учится, преподает, имеет массу увлечений. Отлично разбирается в новейших информационных технологиях, много читает, занимается спортом. Что же в Маше такого особенного? В общем-то ничего. Просто она не видит…

Она была долгожданным первенцем в семье ветврача и учительницы географии. Но малышка родилась недоношенной, и при выхаживании ей обожгли кислородом глазки. Поначалу девочка росла, как и ее сверстницы, только вот зрение постепенно ухудшалось, и уже к 9 годам она практически полностью его потеряла. Родители были к этому готовы, поэтому процесс не был для Маши болезненным, и она ходила в детский сад, затем окончила специальную общеобразовательную школу №188 для детей с нарушениями зрения. А потом…

— Вы знаете, мне  повезло в жизни. У меня как-то все складывается очень удачно. Мне повезло с родителями — они у меня чудесные! Повезло с учебой: в школе были прекрасные учителя. Повезло с педагогами в университете. Повезло с увлечением, которое дало мне возможность сейчас устроиться на работу. Повезло, что мой вуз, где я учусь,— в соседнем здании от дома, а к месту работы идет прямой маршрут трамвая, — улыбается Маша.

В 7 лет она попала к настоящему профессионалу своего дела — педагогу с большой буквы, учителю музыки Алле Яковлевой, которая преподает в детской музыкальной школе №19. Филиал этого учебного заведения — единственного, где музыке могут учиться незрячие и слабовидящие дети, — расположен в здании СШ №188. Когда та впервые увидела Машу, то даже немного испугалась: настолько девочка была маленькой и хрупкой. Всплеснула руками: как же ты будешь играть-то? И поначалу даже боялась взять ученицу за руку, такие крохотные у нее были пальчики. Так в жизни Рудко появилось фортепиано. Нет, даже не так — Фортепиано.

Алла Владимировна показывает мне альбомы своих воспитанников, где на фото я с трудом узнаю в миниатюрной фигурке нынешнюю Марию Рудко: смотрите, какой она была, меньше всех!..

— На самом деле я восхищалась этим инструментом еще в детском саду. На меня, совсем кроху, он оказывал какое-то поистине магическое действие. Он казался мне таким огромным, таким волшебным. Я подходила и благоговейно его гладила, осторожно нажимала на клавиши. И возникающие звуки очаровывали, — вспоминает девушка.

Мама Маши в начале каждого учебного года сомневалась, нужно ли дочке продолжать заниматься музыкой, не повредит ли ей это? Но нежная дюймовочка оказалась крепким орешком. «Надо!» — сказала она себе и окружающим. И после окончания школы по совету Яковлевой уехала в Курский музыкальный колледж-интернат для незрячих детей: покорять вершины фортепианной игры. Девушка жила там в общежитии совершенно самостоятельно, и 4 года пролетели как одно мгновение. Она обзавелась множеством друзей, с которыми общается и по сей день.

Но Марии всегда было мало чего-то одного, в колледже она увлеклась психологией и педагогикой. И по возвращении из России девушка приняла решение учиться на психолога. Насколько ей было тяжело найти учебное заведение, чтобы получить высшее образование, — это отдельная история, у нас в Беларуси незрячим людям с этим очень и очень сложно. Ей не нужны были специальные условия и какое-то особое отношение — просто дайте учиться! И вот она поступила в минский филиал Российского государственного социального университета, где в группе из 12 студентов незрячая только она одна. Тем не менее это совершенно не мешает ей осваивать премудрости выбранной специальности. И делает это очень целеустремленно, как и все, чем начинает заниматься. При этом Маша успевает общаться со своими сокурсниками вне учебы, они много времени проводят вместе, ходят в кино, гуляют, ребята приходят в гости…

Ко всему прочему моя героиня очень «подкована» технически. Например, по городу она передвигается с помощью специальной блютуз-гарнитуры на основе костной проводимости звука. Не пугайтесь «страшному» названию. При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются в обход внешнего уха к внутреннему, вызывая колебания улитки. Говоря простым языком, когда гарнитура работает, Маша может слышать внешний мир, что очень важно для незрячего человека. Вообще героиня считает, что сейчас тем, кто не видит, проще. Появилось много облегчающих жизнь девайсов. Например, специальное приложение в телефоне позволяет определять номинал купюр при каких-то расчетах и покупках. Даже фильмы можно «смотреть» с комментариями о происходящем на экране. Правда, пока таких картин маловато…

Но и это еще не все, чем живет Мария Рудко. Два года назад ОО «БелТИЗ» приобрело 11 комплектов настольного тенниса для незрячих людей. Это очень замечательная задумка для тех, кто не видит. Она развивает силу, ловкость, координацию движений и логическое мышление незрячего человека. Игра содержит в себе элементы аэрохоккея, то есть шарик не летает, а катается по столу. И вот девушка настолько увлеклась настольным теннисом, что стала весьма и весьма опытным игроком. Что доказала своей победой в открытом чемпионате Минской области по настольному теннису для незрячих людей в августе этого года.

Нынешней зимой ей сделали «предложение, от которого невозможно отказаться» — в родной школе №19 появилась возможность занять место учителя музыки по Брайлю. Маша с восторгом согласилась. И у нее появилось 15 учеников в возрасте от 8 до 16 лет. Ребят Рудко очень любит и старается привить им то отношение к музыке, которое получила сама в этих стенах. Ученики отвечают ей тем же, считают доброй и справедливой, но иногда, когда нужно, строгой.

На вопрос, какая у нее любимая мелодия, девушка качает головой: все зависит от настроения, если вдруг взгрустнется, она может выбрать Мендельсона, если хочется поделиться радостью, наигрывать Моцарта.

…А радостью она, кажется, лучится постоянно. Маша радуется всему: родителям, своей кошке, выученной учеником гамме, похвале преподавателя, новой книге, да просто — новому дню. Она считает себя счастливой. И никогда не забывает слова Аллы Яковлевой, которые та постоянно повторяла своим незрячим ученикам: «Запомните! Чтобы доказать, что вы чего-то стоите, вам нужно быть на десять голов выше тех, кто видит!».

Фото Оксаны МАНЧУК



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора