Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Человек на своем месте

№34 от 24 августа 2016 года

Полжизни под землей, или Кое-что из жизни машиниста электропоезда
Полжизни под землей, или Кое-что из жизни машиниста электропоезда

Человек в униформе для нас, как правило, всегда одинаков и «не имеет лица». Он просто выполняет свою работу, и мы, оценивая профессиональный труд, зачастую не замечаем личности. Каков человек на самом деле? Чем дышит, чем живет? Познакомившись с очередным героем для своего проекта, я в который раз порадовалась, насколько наши, на первый взгляд, обычные соотечественники интересны и удивительны. Знакомьтесь: машинист второго класса электропоезда метрополитена Дмитрий Зенкевич, открывающий кабину состава вот уже 17 лет.

…— Родился в поселке Энергетиков Дзержинского района Минской области в семье строителя и учительницы. Нас у родителей росло трое мальчишек. Братья, кстати, пошли по стопам отца и тоже строители. А я в 15 лет поступил в минское училище железнодорожников. Получил профессию помощника машиниста тепловоза-электровоза, во время обучения еще окончил курсы и уже мог идти работать помощником машиниста электропоезда. Какое-то время работал на железной дороге, а потом в 1999 году пришел в метрополитен и с тех пор ему не изменяю, — улыбается Дмитрий Владимирович.

Рабочий день машиниста электропоезда длится 7 часов, затем перерыв в комнате отдыха, потом приходится снова вести состав, потом снова отдых, уже более продолжительный. В целом график несколько сложный для понимания сторонним человеком, особенно привыкшим к офисной работе: пришел к 9 утра, ушел в 6 вечера, суббота-воскресенье выходные. Выходных тоже не бывает одно и то же количество. Да и праздники не всегда получается отметить в кругу семьи...

— Кстати, а вы Новый год никогда не встречали в поезде?

— Бывало, конечно. Один раз даже пассажиров по громкой связи поздравил. Правда, их было всего два. Но, может, они Новый год по российскому времени уже встретили и ехали куда-то дальше праздновать…

Восстанавливают свои силы машинисты в комнатах отдыха и эмоциональной разгрузки. Там можно поспать, поиграть в бильярд, посмотреть телевизор; есть и помещение, где можно перекусить.

Перед каждой поездкой — тщательный медосмотр, и если у врача есть хоть малейшие сомнения, машиниста к поездке не допускают. К слову, регулярные медкомиссии у них тоже очень жесткие, летчиков так не проверяют!

— У вас оторванности от реального мира не возникает? Все время под землей!

— Нет, ну что вы. Разве что погоду приходится угадывать. Вот так ведешь электропоезд и даже не знаешь, что там сейчас наверху — солнце или ветер. Например, только по мокрым зонтикам пассажиров и можешь догадаться, что в городе дождь.

В кабине электропоезда личных вещей машиниста нет, они все остаются в шкафчике, где они переодеваются в форменную одежду. Каждому машинисту положены две рубашки на год и один костюм на два года. Есть и свой дресс-код. Если надел костюм полностью, будь добр, обязательно рубашку застегни на все пуговицы и повяжи галстук. Если рубашка без пиджака, одну пуговицу можно расстегнуть. Обязательны и погоны. Одна звезда — машинист без класса или 3-го класса; две звезды – первый или второй; самые «крутые» — с тремя звездами. Их обладатели — машинисты-инструкторы, в ведении которых колонна из 30 машинистов поменьше рангом.

Погоны у Дмитрия (у него, к слову, две звездочки и уже обучил 6 стажеров) и его коллег не зря. Они хоть и не военные, но дисциплина строгая. Во время работы не допускается пользоваться мобильным телефоном, что, в общем-то, понятно, можно общаться только с диспетчером по радиостанции, установленной в кабине.

В ответ на мои упреки — что случается, машинист перед самым носом закрывает двери, ну что ему жалко подождать пассажира секунду-другую?! — Дмитрий качает головой:

— График прибытия-убытия состава соблюдается до секунды. Две-три секунды «туда-сюда» — уже считается серьезным отклонением. Мы не можем ждать каждого опоздавшего, тем более люди обычно идут непрерывным потоком, особенно в час пик. Случается, состав несколько минут стоит, и народу кажется, что что-то случилось. На самом деле просто может быть большой пассажиропоток на другой станции, как правило, «Купаловской», и диспетчер сообщил об этом машинисту, чтобы контролировать ситуацию, мол, надо немного переждать.

Случаются и нештатные ситуации.

— Как-то я работал с ночи, спал около 3 часов, а потом приступил снова к работе и направился в сторону станции «Могилевская». И вот после «Купаловской», — а там большой уклон и мы разгоняемся до 30 километров в час, потом сбрасываемся в ноль, и состав сам набирает скорость, — я подъезжаю и вижу, что на путях как ни в чем не бывало стоит человек. А там еще платформа справа, что тоже добавляет сложности в торможении... В общем, все обошлось, но понервничать довелось!  Похожий случай был, когда еще только начал работать, на «Немиге». Тогда парень на спор на рельсы спрыгнул. Ему повезло — тоже жив остался!

Работа позволяет Дмитрию совершать не только трудовые подвиги, но и спортивные. С коллегами любит погонять в мини-футбол, да так увлеченно, что его команда частенько побеждает в спартакиадах метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга.

Старается уделить время и семье. Женился Зеневич очень рано — в 18 лет. С женой  живут душа в душу, не нарадуются на 22-летнего сына Артема, который учится на биофаке БГУ. Дмитрий помогает супруге по хозяйству: может и картошку пожарить, и посуду помыть, и в магазин сходить. Отдыхать любит не на диване: часто с женой садятся на велосипеды. Сейчас активности еще добавилось: семья строит дачу и все выходные зачисляются у Зеневичей как дополнительные трудодни.

На мой традиционный вопрос: «Кем бы вы могли стать, если не машинистом?» — Дмитрий задумывается и неожиданно удивляет широкой улыбкой:

— Художником. Я очень хорошо рисовал в детстве…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О лучших кадрах, сложностях профессии и главных принципах в работе поговорили с победителем национального конкурса «Золотая литера» – фотокорреспондентом отдела по подготовке и выпуску фотоинформации редакции визуальной информации по Брестской области УП «БЕЛТА» Вадимом Якубёнком.

День защитников Отечества считается мужским праздником.

Выбирая будущую профессию, мало кто задумывается о том, насколько она тяжела. Ну что, казалось бы, сложного быть учителем, археологом или милиционером?

Слово «служить» как раз уместно в биографии Владимира Мучинского. Железнодорожники – люди не военные. Но ношение ими формы – знак высокой самодисциплины.