Человек в униформе для нас, как правило, всегда одинаков и «не имеет лица». Он просто выполняет свою работу, и мы, оценивая профессиональный труд, зачастую не замечаем личности. Каков человек на самом деле? Чем дышит, чем живет? Познакомившись с очередным героем для своего проекта, я в который раз порадовалась, насколько наши, на первый взгляд, обычные соотечественники интересны и удивительны. Знакомьтесь: машинист второго класса электропоезда метрополитена Дмитрий Зенкевич, открывающий кабину состава вот уже 17 лет.
…— Родился в поселке Энергетиков Дзержинского района Минской области в семье строителя и учительницы. Нас у родителей росло трое мальчишек. Братья, кстати, пошли по стопам отца и тоже строители. А я в 15 лет поступил в минское училище железнодорожников. Получил профессию помощника машиниста тепловоза-электровоза, во время обучения еще окончил курсы и уже мог идти работать помощником машиниста электропоезда. Какое-то время работал на железной дороге, а потом в 1999 году пришел в метрополитен и с тех пор ему не изменяю, — улыбается Дмитрий Владимирович.
Рабочий день машиниста электропоезда длится 7 часов, затем перерыв в комнате отдыха, потом приходится снова вести состав, потом снова отдых, уже более продолжительный. В целом график несколько сложный для понимания сторонним человеком, особенно привыкшим к офисной работе: пришел к 9 утра, ушел в 6 вечера, суббота-воскресенье выходные. Выходных тоже не бывает одно и то же количество. Да и праздники не всегда получается отметить в кругу семьи...
— Кстати, а вы Новый год никогда не встречали в поезде?
— Бывало, конечно. Один раз даже пассажиров по громкой связи поздравил. Правда, их было всего два. Но, может, они Новый год по российскому времени уже встретили и ехали куда-то дальше праздновать…
Восстанавливают свои силы машинисты в комнатах отдыха и эмоциональной разгрузки. Там можно поспать, поиграть в бильярд, посмотреть телевизор; есть и помещение, где можно перекусить.
Перед каждой поездкой — тщательный медосмотр, и если у врача есть хоть малейшие сомнения, машиниста к поездке не допускают. К слову, регулярные медкомиссии у них тоже очень жесткие, летчиков так не проверяют!
— У вас оторванности от реального мира не возникает? Все время под землей!
— Нет, ну что вы. Разве что погоду приходится угадывать. Вот так ведешь электропоезд и даже не знаешь, что там сейчас наверху — солнце или ветер. Например, только по мокрым зонтикам пассажиров и можешь догадаться, что в городе дождь.
В кабине электропоезда личных вещей машиниста нет, они все остаются в шкафчике, где они переодеваются в форменную одежду. Каждому машинисту положены две рубашки на год и один костюм на два года. Есть и свой дресс-код. Если надел костюм полностью, будь добр, обязательно рубашку застегни на все пуговицы и повяжи галстук. Если рубашка без пиджака, одну пуговицу можно расстегнуть. Обязательны и погоны. Одна звезда — машинист без класса или 3-го класса; две звезды – первый или второй; самые «крутые» — с тремя звездами. Их обладатели — машинисты-инструкторы, в ведении которых колонна из 30 машинистов поменьше рангом.
Погоны у Дмитрия (у него, к слову, две звездочки и уже обучил 6 стажеров) и его коллег не зря. Они хоть и не военные, но дисциплина строгая. Во время работы не допускается пользоваться мобильным телефоном, что, в общем-то, понятно, можно общаться только с диспетчером по радиостанции, установленной в кабине.
В ответ на мои упреки — что случается, машинист перед самым носом закрывает двери, ну что ему жалко подождать пассажира секунду-другую?! — Дмитрий качает головой:
— График прибытия-убытия состава соблюдается до секунды. Две-три секунды «туда-сюда» — уже считается серьезным отклонением. Мы не можем ждать каждого опоздавшего, тем более люди обычно идут непрерывным потоком, особенно в час пик. Случается, состав несколько минут стоит, и народу кажется, что что-то случилось. На самом деле просто может быть большой пассажиропоток на другой станции, как правило, «Купаловской», и диспетчер сообщил об этом машинисту, чтобы контролировать ситуацию, мол, надо немного переждать.
Случаются и нештатные ситуации.
— Как-то я работал с ночи, спал около 3 часов, а потом приступил снова к работе и направился в сторону станции «Могилевская». И вот после «Купаловской», — а там большой уклон и мы разгоняемся до 30 километров в час, потом сбрасываемся в ноль, и состав сам набирает скорость, — я подъезжаю и вижу, что на путях как ни в чем не бывало стоит человек. А там еще платформа справа, что тоже добавляет сложности в торможении... В общем, все обошлось, но понервничать довелось! Похожий случай был, когда еще только начал работать, на «Немиге». Тогда парень на спор на рельсы спрыгнул. Ему повезло — тоже жив остался!
Работа позволяет Дмитрию совершать не только трудовые подвиги, но и спортивные. С коллегами любит погонять в мини-футбол, да так увлеченно, что его команда частенько побеждает в спартакиадах метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга.
Старается уделить время и семье. Женился Зеневич очень рано — в 18 лет. С женой живут душа в душу, не нарадуются на 22-летнего сына Артема, который учится на биофаке БГУ. Дмитрий помогает супруге по хозяйству: может и картошку пожарить, и посуду помыть, и в магазин сходить. Отдыхать любит не на диване: часто с женой садятся на велосипеды. Сейчас активности еще добавилось: семья строит дачу и все выходные зачисляются у Зеневичей как дополнительные трудодни.
На мой традиционный вопрос: «Кем бы вы могли стать, если не машинистом?» — Дмитрий задумывается и неожиданно удивляет широкой улыбкой:
— Художником. Я очень хорошо рисовал в детстве…