Все мы любим экономить, хотим приобретать товары повыгоднее да подешевле, а потому нередко за помощью обращаемся к зарубежным интернет-магазинам. Хотя примерить и «прощупать» товар при таком шопинге не удается, граждане готовы идти на риск выгоды ради. Но изменились ли предпочтения интернет-покупателей после введения новых правил?
Как известно, с 14 апреля этого года жителям Беларуси пришлось поумерить свой «посылочный аппетит» до 22 евро и 10 килограммов в месяц. Если же не получается ограничиться 22 евро в месяц на покупки за рубежом, придется оплатить пошлину, которая составляет 30% от суммы, на которую вы превысили, но не меньше чем 4 евро за килограмм. В придачу к 30% также придется оплатить и услуги таможни (5 евро).
После введения этих правил прошло более месяца, и мы решили узнать, как обстоят дела в центрах почтовой связи.
В столичном отделении связи № 66 обнаружили, что очередей за посылками почти нет: оператор подтвердила, что их действительно стало приходить меньше. В 95 случаях из 100, при условии, что придется оплачивать пошлину, а также услуги таможни и почты, люди отказываются от посылок, в результате их отправляют обратно. Продавцы же, в свою очередь, не всегда согласны возвращать деньги за отправленную и вернувшуюся к ним вещь, да еще спустя столько времени (среднее время пути посылки из Китая составляет 3–4 недели). В этом случае о возврате денег приходится забыть еще минимум на месяц, пока длятся переговоры.
Из окошка по выдаче посылок минчане отходят с маленькими пакетиками в руках. Если раньше по почте чаще получали дорогостоящие и громоздкие товары — одежду, обувь, детские вещи, то сейчас в основном — аксессуары для мобильных телефонов, косметику, бижутерию.
А вот и клиентка, которую отправляют в другое окошко для оплаты самой пошлины! Девушка не слишком довольна…
— Если изначально вы понимали, что посылка обойдется дороже 22 евро, зачем совершали покупку?
— А вдруг прокатило бы! — отвечает наивная.
Следующий по очереди — мужчина с явно выраженным недовольством на лице — быстрым шагом направляется к выходу: оказывается, и ему предложили доплатить, чтобы получить свою посылку. В итоге посылка остается на почте и в скором времени будет отправлена обратно поставщику.
Как узнают, сколько посылка стоит на самом деле? Вообще, при отправлении цену на коробке указывает продавец. Иногда стоимость указывают только для галочки. Но чаще бывает, что ответственный продавец проставляет правильную сумму на пакете. Однако это не значит, что можно будет договориться с интернет-магазином и покупать дорогие вещи, указывая заниженную цену, — таможня самостоятельно определяет стоимость товаров в посылках. И убедить ее в том, что ваш телефон стоит 20 евро, а не несколько сот долларов, не получится. Даже если вы покажете чек или квитанцию с суммой, которую заплатили интернет-магазину, оценку товара все равно проведут независимо от этого, если он вызывает подозрения по поводу своей ценности.
Комментарий
Председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько:
— Поток посылок из-за рубежа после введения лимита в 22 евро снизился незначительно. Всплеск определенный был на стадии, когда шли изменения. На сегодняшний день это вошло опять в стандартное русло. Их стало немного меньше. Вместе с тем, кто хотел приобрести себе вещи незначительной стоимости, тот их приобретает.
Что касается способов обхода лимита в 22 евро с помощью российских посредников, то глава ГТК заявил: «Попробуйте так привезти. А если таможня вас поймает? Думаю, вы расскажете потом, как «выгодно» возить в обход таможни». Он подтвердил, что белорусские таможенники призывают российских коллег прийти к единому лимиту в отношении посылок. «Россияне рассматривают шаги в сторону снижения лимита. Они над этим работают», — сказал Юрий Сенько.
Юрий Сенько также сделал акцент на том, что и в Евросоюзе введены невысокие пределы стоимости посылок, а Китай снизил лимиты с $7 до $0.
Полина ЖИВУЛЬКО