«Wake Up NEO...» — так называется IT-проект, разработанный молодыми белорусскими специалистами для участия в международном хакатоне NASA’s International Space Apps Challenge. Это мероприятие собрало более 1200 проектов из 160 локальных конкурсов по всему миру. Эксперты NASA оценили работу белорусов, и она была отобрана в число 25 лучших. Затем по итогам голосования соотечественники заняли 4-е место. За их идею было отдано 10 тысяч голосов.
Сразу поясним, что такое хакатон. Это форум разработчиков (англ. hackathon — от hack (хакер) и marathon (марафон), во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Причем на хакатоне ставятся задачи, которые нужно решить в сжатые сроки.
На зов именитого организатора откликнулись программисты, физики, математики, геймдизайнеры, аналитики, астрономы, инженеры и просто влюбленные в космос фанаты. Их цель — поиск инновационных решений глобальных проблем с использованием данных, разработанных в NASA, которые находятся в открытом доступе для всех заинтересовавшихся.
И вот пятеро минчан: четыре программиста — Алексей Миюсов, Павел Кумейша, Максим Пилецкий, Сергей Белько и заведующий минским планетарием Александр Микулич, узнав о хакатоне, который, кстати, в нашей стране проводился впервые, загорелись идеей и устроили «мозговой штурм». Фактически за два(!) дня они создали свой проект. То, что молодые люди действительно очень увлечены тем, что делают, стало понятно, когда мы пообщались с Максимом Пилецким:
— Изначально NASA сформулировало задачу широко: разработка концепции или прототипа, использующих методы машинного обучения для автоматизации обнаружения и классификации астероидов.
Побывав на хакатоне, для себя мы выбрали два направления:
— определение класса астероида по параметрам орбиты на базе многослойной нейронной сети, используя принцип «обучения с учителем» и нахождение корреляций между используемыми для вычисления орбиты параметрами;
— идентификация астероидов при помощи сопоставления кривых светимости объекта с записями в базе данных. В ходе работы подтвердилась гипотеза, что частотный спектр кривой блеска у наблюдаемых астероидов является своеобразным «отпечатком пальца» объекта, по которому его с некоторыми ограничениями можно опознать. Метод может применяться для определения ранее наблюдаемых объектов, у которых по каким-либо причинам изменились параметры орбиты.
А уже защита Земли — это как добавочная функция того, что мы предлагаем. Основное направление — решение проблемы «потерявшихся» астероидов. То есть если астероид изменил свою орбиту и «скрылся с радаров», то мы можем его найти и определить по изменению блеска.
— Ваша разработка действительно может иметь практическое значение?
— Обе технологии могут в дальнейшем работать в паре: первая поставляет быстрые и качественные данные в первозданном виде для нейронной сети, вторая их систематизирует. Если работу над нашими идеями продолжить, то они, реализованные на хакатоне в виде моделей-прототипов, будут чрезвычайно полезны при «патрулировании» неба, так как способны существенно помочь контролировать звездный небосклон нашей планеты.
— И вы на самом деле создавали проект два дня?
— Даже, скорее, одну ночь. Пятницу обсуждали, что и как хотим. А потом уже ринулись делать. Бизнес-инкубатор ПВТ предоставил нам помещение, где проводился сам хакатон, и вот там мы командой заседали в ночь с 23 на 24-е.
— Давайте поговорим о разработчиках. Вы давно знаете друг друга?
— Нет. Познакомились на самом мероприятии. Команда собралась, можно сказать, спонтанно, мы друг друга практически не знали. С самого начала сформировалось две группы. В одной были я и Алексей Миюсов. Потом мы «вышли» на Александра Микулича и Павла Кумейшу. Позже к нам присоединился Сергей Белько.
— Когда узнали, что попали в финал, наверное, постоянно смотрели на сайте, как идет голосование?
— Поначалу не очень часто заглядывали, даже когда в число 25 попали. А вот ближе к финалу — да, уже было чрезвычайно любопытно. Особенно когда команда с Гавайев резко вдруг набрала большое количество голосов и нас обошла. Потом, кстати, им из 6 тысяч голосов организаторы вычли 4 тысячи за накрутку.
— С какими проектами вам еще пришлось конкурировать? Кто в тройке победителей?
— Интересных заявок было много, например, задумка реактивного ранца для работы на Марсе от ребят из Валенсии. А первое место заняли македонцы с идеей по управлению беспилотником в плохих погодных условиях. Второе — Бангладеш с игрой, имитирующей будущую колонизацию Марса, а третье — украинцы с реактивным планером для исследования полярных регионов Марса.
— Что было обещано в качестве награды?
— В качестве главного приза выигравшим предоставят возможность наблюдать запуск космического аппарата в космос.
— То есть денежной премии никакой не полагается?
— Этот хакатон коммерческой цели не преследует. Такая награда — это поощрение, стимул двигаться дальше и развивать свои идеи.
— Вы очень огорчены, что заняли 4-е место?
— Ничуть. Мы вообще очень рады, что нас отобрали в число 25, а потом мы пробились в финал. Хотим получить в NASA отзыв о нашей работе, чтобы продолжить исследования в этой области. И еще хотим сказать спасибо всем тем, кто за нас голосовал.