В последние десятилетия в Беларуси активно развивается рынок риелторских услуг: растут стандарты качества, внедряются западные технологии, адаптированные к отечественным реалиям, создаются собственные ноу-хау. Для того чтобы повысить культуру отношений между клиентами и агентствами, в законодательство, скорее всего, будут внесены кое-какие изменения. Разрабатывается проект нормативного правового акта, который внесет изменения в указ Президента №15 «О риелторской деятельности в Республике Беларусь». Для защиты прав потребителей Минюст выработал ряд предложений по корректировке норм законодательства в сфере риелторской деятельности. О том, какие новшества планируются внести, рассказал начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь Николай Старовойтов.
Министерство юстиции проводит работу по защите прав и законных интересов потребителей риелторских услуг, укреплению правовых основ в этой сфере деятельности. В пределах предоставленной компетенции Минюст постоянно осуществляет контроль выполнения риелторскими организациями лицензионных требований и условий, соблюдения ими порядка оказания услуг.
Согласен — рекламируйте!
Часто риелторские организации размещают информацию о предлагаемых к продаже или аренде объектах недвижимости без заключения договоров на оказание риелторских услуг. Чтобы привлечь клиента, порой рекламируются несуществующие объекты недвижимости или объекты по ценам, отличным от согласованных с продавцами. Такая ситуация, когда приводятся недостоверные сведения, вводит в заблуждение потребителей и влечет с их стороны вполне обоснованные нарекания.
В прошлом году Министерство юстиции провело мониторинг соблюдения требований законодательства в данной части. Были выявлены нарушения правил осуществления риелторской деятельности, и к административной ответственности привлечено 8 руководителей риелторских организаций.
Для недопущения размещения риелторскими организациями информации об объектах недвижимости без заключения договоров на оказание риелторских услуг планируется внести некоторые изменения в существующий ныне порядок рекламирования объектов недвижимости. А именно предусмотреть, что риелторская организация при размещении рекламы об объекте недвижимости, в том числе в глобальной Сети, обязана будет предоставить, а рекламораспространитель — истребовать согласие потребителя на размещение этой рекламы. В рекламе в обязательном порядке необходимо будет указывать номер договора, заключенного между потребителем и риелторской организацией. Такой подход позволит усилить ответственность не только риелторских организаций, но и рекламораспространителей за размещение рекламы объектов недвижимости без согласования ее содержания с потребителем риелторских услуг.
Вариант подобран — плати!
Не единичны случаи неправильного применения и нарушения норм законодательства об оплате риелторских услуг. Это приводит к сокрытию выручки от оказания услуг, что, в свою очередь, влечет снижение налоговых сборов.
Предполагаемые изменения в законодательстве коснутся и порядка оплаты риелторских услуг. Так, планируется предусмотреть, что оказание риелторских услуг по представлению письменной информации о спросе и предложении на объекты недвижимости для заключения договора найма (поднайма) объектов жилищного фонда будет осуществляться только в совокупности с подбором вариантов сделки с объектом недвижимости. То есть будет работать такой механизм — между риелтором и потребителем заключается договор, затем подбирается жилье, подписывается акт оказанных услуг и только после этого производится оплата. При этом предоплата не делается!
Изменения могут быть внесены также и в систему государственного регулирования цен на риелторские услуги. В 2016 году планируется пересмотреть тарифы по оказанию риелторских услуг. Как показал проведенный анализ, в этой сфере существуют определенные недостатки.
Осторожно, «черная» продажа!
На рынке наряду с лицензиатами продолжают работу черные риелторы. Уже не раз граждане обращались в Министерство юстиции с жалобой на недобросовестность того или иного лица при оказании им риелторских услуг. Начинали разбираться в ситуации — и выяснялось, что этот самый человек по факту не является ни риелтором, ни агентом по операциям с недвижимостью. Соответственно, не подпадает под контроль Министерства юстиции.
Нужно помнить, что оказание риелторских услуг осуществляется только при наличии удостоверяющего полномочия документа — идентификационной пластиковой карточки. В этом документе есть фотография, указана фамилия, имя, отчество, должность специалиста, наименование риелторской организации, в которой он работает, и реквизиты ее лицензии. Отказ в представлении идентификационной пластиковой карточки клиенту может свидетельствовать об отсутствии полномочий данного лица либо иных нарушениях законодательства.
Министерство юстиции не обладает правом проведения оперативных мероприятий по установлению фактов безлицензионной деятельности. Однако при установлении таковых материалы направляются в соответствующие контролирующие органы.
Без договора — ни-ни!
Некоторые люди вопросы продажи или поиска арендного жилья предпочитают решать сами. А другие опасаются: мол, потеряю время, не найду выгодного покупателя, да и обмануть могут – пойду-ка я к риелторам! Но и они бывают разные, обидно попасть к некомпетентным, а тем более нечестным горе-специалистам. У клиентов и риелторских агентств не всегда возникает желание оформлять отношения на бумаге. А ведь именно в договоре определяются права и обязанности сторон для успешной и взаимовыгодной продажи или приобретения объекта недвижимости. Прежде всего это определенность и прозрачность отношений, а также наличие взаимных прав и обязанностей, что способствует консолидации усилий для достижения желаемого результата.
Отсутствие официальных договоров создает благоприятную среду для нечистых на руку дельцов в сфере недвижимости, компрометирует профессию риелтора и множит ряды обманутых такими дельцами граждан. Поэтому будьте законопослушными и лишний раз не рискуйте!
Елена НИКОЛАЕВА
Специалисты Госстандарта рассказывают, на что нужно обратить особое внимание, выбирая обувь и одежду школьникам.