Как неудачник по жизни превращается в «короля Сети»
«Синдром отмены» часто испытывают отдельные пользователи, которые в течение даже короткого времени не могут выйти в интернет или зайти в социальные сети. Врачи называют это интернет-зависимостью. Схожие ощущения переживают алкоголики, игроманы, наркоманы и курильщики, когда не получают желаемого. Еще одна форма зависимости — интернет-троллинг. Что заставляет обычных пользователей вести себя в Сети по-хамски, мы узнали, беседуя с известным доктором, психотерапевтом Алексеем Хадоркиным.
— Что же толкает интернет-тролля писать гадости в соцсетях и на различных форумах в интернете?
— Феномен троллинга является логическим исходом интернет-зависимости, ее агрессивным проявлением. Семьдесят пять процентов интернет-зависимых — это подростки и люди до 25 лет, а это самый плодотворный возраст для развития творческого потенциала, получения образования, профессии, общественной деятельности. Погружаясь в интернет-зависимость, они выпадают из социума.
И когда интернет-зависимый, который, как правило, был о себе высокого мнения и даже выбрал соответствующий никнейм типа «Король», «Супермен», The Star (в переводе с англ. — звезда), замечает, что его сверстник за это время на самом деле слепил из себя «звезду», добился успеха и признания, а он утратил навыки общения вживую, поссорился с родственниками и ничего не достиг в жизни, то естественно, что у него возникает чувство зависти, ощущение несправедливости, озлобление. Более того, ему хочется выплеснуть эти эмоции на раздражающий его объект.
И если в реальной жизни за клевету, оскорбление, любое унижение достоинства личности следует наказание и поэтому человек вынужден подавлять свои желания и жить в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности, то в интернет-пространстве предоставляется возможность действовать, как в толпе, когда ответственность как бы распределена, анонимно и без последствий. Более того, интернет-тролль рассчитывает на поддержку среди таких же неудачников, как он сам.
И даже если таковых и не найдет в Сети, он выступит под разными никами и создаст видимость диалога, обсуждения, поддержки и одобрения. Для тролля иного общества, кроме интернетного, нет, соответственно, если он вдруг утратит уважение этого самого общества, созданное обманным, грязным путем, он потеряет смысл существования. А облив грязью предмет своей зависти, он как бы уравнивает его с собой, от чего получает удовлетворение. Известно, что люди, страдающие зависимостью, болезненно относятся к успехам других людей и всячески стараются втянуть в зависимость окружающих. Это является компенсаторным механизмом, позволяющим не чувствовать себя изгоем или ущербным, так как «не я один такой, нас много, а значит, это нормально».
— Можно ли как-то справиться с интернет-троллингом?
— Интернет-троллинг может не только разрушить жизнь человека, его деловую репутацию, семью, лишить его работы, но и довести эмоционально ранимых людей до суицида. Необходимо привлекать троллей к ответственности за клевету или доведение до самоубийства, что является уголовно наказуемыми преступлениями. Тролль, зная, что может открыться его истинное лицо, будет бояться общественного осуждения.
К сожалению, установить личность интернет-пользователя в режиме онлайн сложно. Можно, конечно, обращаться в правоохранительные органы, проводить расследования и пр., однако это трудоемкий процесс. Кроме того, троллинг является средством манипулирования мнением общественности, которое активно используется различными недобросовестными корпорациями и политическими силами, потому он всегда будет иметь их негласную поддержку. Таким образом, проблема глобальной защиты от троллинга должна решаться на уровне мирового сообщества.
— Что может сделать семья, чтобы ребенок не вырос троллем?
— В процессе воспитания ребенка проводить профилактику возникновения зависимости, ограничивая время в интернете 1-2 часами. Причем это время должно быть использовано для конкретных целей — поиск обучающих программ, специальной литературы
и т. д. У вашего чада должно сформироваться понимание, что интернет и компьютер — это средства для обучения и труда, а не для праздного «зависания».
Развивать ребенка, отправлять его в различные кружки, секции, вовлекать во всевозможные культурные мероприятиях, объединяющие детей по интересам и вовлекающих их в процесс получения удовольствия от живого общения друг с другом.
Уделять ему побольше внимания, ласки и тепла, проявлять интерес к его проблемам, так как именно из-за нехватки вашего участия и поддержки дети вынуждены получать ее в интернете. В этой связи и развивается зависимость.
Тем, кто уже вышел из-под влияния родителей и у кого сформировалась интернет-зависимость, необходима помощь специалиста. Таким людям надо научиться жить в реальном мире, а не в виртуальном пространстве.