О том, что школьная программа нынче очень сложная, кто только не говорит. Мол, раньше и объясняли лучше, и теория была понятнее, и задачи легче. Редакция «7 дней» решила узнать, так ли это на самом деле, проверив на практике, легко ли взрослым справиться с домашним заданием по математике для школьников.
Для чистоты эксперимента мы «задали на дом» несколько задач из учебника для 5 класса общеобразовательной школы. Подчеркнем, что это задания для детей обычной средней школы, не лицея и не гимназии. Добровольцами выбраны шесть человек разных возрастов и профессий. Их мы попросили сделать необходимые вычисления и прокомментировать, сколько времени они потратили на решение задач и насколько сложными они оказались.
Условия задач:
1. Совершая однодневный поход, учащиеся сделали привал. Обсудив дальнейший маршрут, они пришли к выводу, что им осталось пройти путь в 3 раза меньший и он на 8 км короче пройденного. Найдите длину всего туристского маршрута (3.162)
2. Число 1***5 округлили до десятков, до сотен и до тысяч и получили один и тот же результат — 11000. Найдите это число.
3. Один тракторист может вспахать поле за 6 ч, а другой – это же поле за 4 ч. За какое время оба тракториста могут вспахать поле, если будут работать вместе?
4. Через 5 мин после вылета первого самолета в том же направлении вылетел второй самолет и спустя 15 мин. догнал первый. Скорость первого самолета составляла 6 км/мин. Какова скорость второго самолета?
5.
Игорь Раин, 19 лет, студент факультета прикладной математики и информатики
Время: 18 минут
Количество правильных ответов: 5 из 5
— Пока решал задачи, не раз приходил к выводу, что мозги у меня совсем засохли. Некоторые условия показались странноватыми. Например, задача про поход. Вот как дети пришли к выводу, сколько им осталось идти и что это в 3 раза меньше пройденного пути? GPS использовали? В задаче про ткань я очень долго не мог разобраться, что же авторы понимают под комплектами. Ничего толком не написано. Потом все думал, как салфетки располагаются: 1х6, 2х3, 3х2, 6х1? И как тогда найти ширину? Минут 10 сидел, пока не додумался посмотреть на картинку. Я уверен, что пятиклассник первым делом обратил бы на нее внимание. В университете, конечно, нет подобных задачек. Тут бери формулы — и вперед, не понимая, что на самом деле происходит.
С остальными заданиями я справился довольно быстро. Чтобы решить задачу про поле и трактористов, нужно сложить 1/6 и 1/4 — это часть поля, вспаханная за 1 час. А потом разделить 1 на это число — и получится 12/5 ч., т.е. 2ч 24 мин. Самая легкая задача — задача про округление. Думаю, ее любой решит. В целом, задания не показались мне сложными, как раз то, что надо для пятиклассников.
Алла Рокоть, 53 года, продавец в магазине «Охота и рыболовство»
Время: 20 минут
Количество правильных ответов: 3 из 5
— Решать задачи мне понравилось. Интересно было себя испытать, проверить, осталось ли в памяти что-нибудь из школьной программы. Специально не использовала калькулятор, хотя в повседневной жизни считаю только с ним. Некоторые задания показались сложными. Особенно задача про трактористов и поле. Я совершенно не поняла, с чего начинать, куда двигаться и что вообще с этими трактористами делать. Даже позвала на помощь свою 19-летнюю дочь, но и она не смогла мне помочь. Сидела, задумчиво качая головой. В задаче про округление я наугад написала 11005, просто потому что не помню правила. Да и условие какое-то запутанное. Самая легкая задача – про ткань. Мне очень помог рисунок, он практически полностью объяснил, что да как. Если говорить о том, сложно ли такие задания решать пятиклассникам, то мне кажется, что нет. У них есть теория в учебниках, плюс им должны объяснять материал на уроках. Хотя насчет задачи про трактористов я не уверена, уж больно она заковыристая.
Мария Баталова, 61 год, пенсионерка, в прошлом учитель музыки
Время: не засекала
Количество правильных ответов: 1 из 5
— В школе училась почти полвека назад. Тогда, как известно, образование было в разы лучше. Учителя доходчивее объясняли, учебники были толковее. Сейчас подход к образованию просто ужасает! С внучкой сидим по 2 часа над домашними заданиями. Некоторые задачи не могу решить даже я, человек, проработавший 25 лет в младшей школе, пусть и учителем музыки! Честно скажу, задания, что вы мне дали, я недоделала. Некоторые я еще со своей внучкой пыталась решить в прошлом году. Ту, что про самолеты, сразу вспомнила. Тогда потратили с девочкой полчаса просто на то, чтобы понять условие. Ребенку было сложно объяснить, что самолеты двигаются с разной скоростью, непросто было разобраться во временных отрезках. В самом параграфе похожих задач нет, в классе они такое не решали. Непонятно, как дети могут сами доходить до решения таких задач.
Светлана Владимировна, 40 лет, юрист
Время: 24 минуты
Количество правильных ответов: 4 из 5
— В целом задачи решаемые. Правда, условия сформулированы как-то коряво. Не сразу понятно, что авторы имеют в виду. Вот в задании про скатерть вообще не ясно, о каких комплектах идет речь. Но, знаете, даже я, окончив школу больше 20 лет назад, смогла решить почти все задачи без особых проблем. Все-таки в мое время мы действительно получали в школе знания, а не отсиживали пять-шесть уроков, уставившись в телефон. Не было ни интернета, где можно за 5 минут найти любой решебник, ни всех этих гаджетов, которые просто-напросто оболванивают детей. Нынешнее поколение не хочет думать самостоятельно. Да и зачем, если на любой вопрос тебе ответит гугл? Поэтому я считаю, что проблема совсем не в школьной программе, а в том, что мешает детям эту самую программу освоить.
Андрей и Дарья, 31 и 32 года, механик и администратор в салоне красоты
Время: 30 минут
Количество правильных ответов: 1 из 5
— Решали вместе с женой. Очень много спорили, удивительно, как еще не поругались! Сначала задачи показались простыми, да и то, что они из учебника для 5 класса, придавало уверенности. Но когда наш первый ответ не сошелся с правильным, мы немного запаниковали. Вроде взрослые люди, а не можем справиться с такой ерундой! А теперь представьте весь наш ужас, когда мы поняли, что смогли правильно решить всего одну задачу, про самолеты. Одну на двоих! А ведь моя жена окончила экономический университет. Наверное, у нас просто нет логики. Что же будет, когда у нас появится свой собственный ребенок? Вся надежда на то, что он вырастет гением и нам не придется помогать ему с домашним заданием.
Подведем итоги нашего эксперимента: из шести добровольцев решить все задачи смог всего один человек — студент Игорь Раин. Ему задания показались несложными. С ним согласны еще два добровольца — Светлана Владимировна и Анна Николаевна Рокоть, хоть решили они чуть меньше. Все остальные респонденты были менее удачливы и решили всего одно задание из пяти, посчитав школьную программу по математике слишком запутанной. А что получилось у вас?
Правильные ответы:
1. 16 км
2. 10995
3. 12/5
4. 480 км/ч или 8 км/мин.
5. 30 комплектов, 120 см ширина ткани
Анастасия ДАНИЛОВИЧ