Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Наука и образование

№21 от 21 мая 2015 года

Беларусь в Болонском процессе
Беларусь в Болонском процессе
Вопрос о включении Беларуси в Европейское пространство высшего образования был обсужден на Конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования в Ереване. Министр образования Беларуси Михаил Журавков рассказал об изменениях, которые ожидают систему высшего образования.
Кредитно-модульная система
В Беларуси разрабатывается приложение к диплому о высшем образовании европейского образца. В нем должны быть отмечены пройденные курсы, оценки и вместо «часов по курсам» количество так называемых кредитов по ним, а также общее количество кредитов, которое студент набирает за время своего обучения. Кредит — это своеобразная мера курсов и предметов. Каждый курс/предмет «стоит» определенное количество зачетных единиц/ баллов. Обучающийся наряду с обязательными дисциплинами выбирает себе дополнительные предметы, заранее зная, сколько он должен «заработать» кредитов как за семестр, так и за весь цикл обучения.
Такой выбор предоставляется главным образом старшекурсникам, а на первом-втором курсах в основном изучаются обязательные дисциплины. В переходе на систему кредитов нет ничего пугающего. Когда были введены новые образовательные стандарты, то еще на стадии разработки была создана система учебных курсов, кратная по часам 17 учебным неделям, то есть учебные курсы в белорусских вузах — 34 часа, 68 часов и т.д. Это было сделано для того, чтобы потом их было легко пересчитать в кредиты.
Эту систему не нужно путать с 10-балльной оценкой знаний, которая введена во всех учебных заведениях Беларуси. Такая оценка выставляется студенту за проявленные им знания по предмету, а кредиты оценивают «трудоемкость» собственно самого предмета. Наши университеты без особых проблем уже сейчас постепенно вводят кредитную систему. Такие большие вузы, как БГУ или БГУИР, готовы в полной мере к этим преобразованиям, некоторым же вузам придется поработать более активно.
Студенческое самоуправление
Конечно, включение Беларуси в Болонский процесс предполагает разработку определенной образовательной политики в «демократичном аспекте», но развитие нашей национальной системы образования абсолютно не противоречит этим установкам.
Например, в Беларуси начал активную работу недавно созданный Республиканский общественный студенческий совет при министре образования. В него вошли представители всех 54 вузов страны. Основная задача студентов, которые выступили с предложением организовать такой совет, — помощь специалистам в поиске конструктивных решений проблем, стоящих перед системой образования, посредством создания условий для широкого общественного диалога, вовлечения в него активной, мыслящей молодежи.
Мы стремимся к тому, чтобы количество представителей студенчества в советах достигло 25% от общего числа профессорско-преподавательского состава. Вместе с тем в некоторых вузах еще необходимо выполнить работу и раскачать инертность студентов.
Стажировка, практика, включенное обучение
Некоторые считают, что с вхождением Беларуси в Болонский процесс будет массовый отток студентов и специалистов из страны. Твердо уверен, что такого процесса не предвидится.
В Беларуси более 7 тыс. студентов и преподавателей ежегодно выезжают на обучение, стажировки, конференции в различные страны как ближнего, так и дальнего зарубежья.  Надеюсь, что теперь стажировок будет еще больше.
Признание документов об образовании
Конвенция о признании документов об образовании (Лиссабонская конвенция) не предполагает автоматического признания любого документа о высшем образовании в странах, подписавших конвенцию. Она лишь обязывает разработать процедуры проведения признания, установить четкие сроки рассмотрения дел и возможность апелляции.
Есть вопрос и с признанием документов об образовании. Например, белорусские вузы дают своим выпускникам квалификацию, позволяющую сразу же приступить к работе. Западная же высшая школа устроена иначе. Там предполагается бакалавриат — общая базовая подготовка, а уж квалификация и специализация доводится на предприятии или фирме. Какой подход лучше, решает сама страна. Взаимное признание дипломов — не основная цель Болонского процесса и стран — участниц Лиссабонской конвенции. Дипломы признаются и сейчас. Но до признания заказчик, работодатель всегда проверяет, насколько ты соответствуешь тому диплому и той квалификации, которая записана в документе.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Почему премию за открытие черных дыр вручают сейчас, когда об их существовании говорят уже много лет? 

В 2017 году в среднюю школу №1 имени А.Р. Соловья городского поселка Октябрьский по распределению приехали сразу пять молодых специалистов – почти четверть педагогического коллектива.

Заветную «сотню» на централизованном тестировании в этом году получили 323 человека.

1 сентября по предварительным данным за парты должны сесть 2 тыс. 477 юных жителей Ивьевщины.