На юго-востоке Минской области, недалеко от деревни Старосек, что на Любанщине, среди лесной чащи расположен уникальный природный уголок. Издавна местные жители называют его остров Зыслов. И именно этому, когда-то окруженному со всех сторон непроходимыми болотами кусочку суши, было суждено оставить примечательный след в истории партизанского движения в Беларуси периода Великой Отечественной войны.
Остров Зыслов был свидетелем важных событий с самого начала развертывания всенародной борьбы с врагом. В его окрестностях формировались первые подпольные организации Любанщины. Здесь же произошло становление одного из первых партизанских отрядов, созданных на территории Минской области. Однако главной военной достопримечательностью Зыслова все же является партизанский аэродром — самая крупная из числа связывающих народных мстителей с Большой землей воздушных гаваней.
Широкомасштабная партизанская борьба, развернутая в Любанском районе и на прилегающих к нему территориях в первые дни Великой Отечественной войны, получила свое наибольшее развитие в 20-х числах июля, когда на Любанщине появилась группа партизан из 16 человек во главе с Александром Далидовичем — довоенным председателем Кривичского райисполкома. Она была сформирована в поселке Лиозно Витебской области 7 июля 1941 года в числе 29 диверсионных групп, предназначенных для засылки в тыл противника. Местом для дислокации своей группы А. Далидович выбрал хорошо знакомый ему регион — южную часть Минщины: он был родом из деревни Завшицы бывшего Краснослободского (сейчас Солигорского) района.
По пути своего следования к выбранному месту расположения группа Далидовича неоднократно вступала в открытое противостояние с вражескими подразделениями, под носом у немцев проводила диверсии. А 20 июля на территории Загальского сельсовета они встретились с находящимся в этой местности советским активом Любанского района, готовым вести беспощадную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Оценив ситуацию, Александр Иванович принимает решение не выдвигаться дальше, а остаться со своей группой именно в данном регионе. После этого за считаные дни вверенное ему подразделение количественно увеличилось без малого в три раза — до 47 человек.
Народные мстители во главе со своим отважным командиром сразу же приступили к активным боевым действиям. За первый месяц существования отряда далидовичцами было разрушено 18 дорожных мостов. В том числе несколько крупных, находящихся на реке Орессе и являющихся стратегически важными для продвижения вражеских колонн с техникой и живой силой. Двадцать второго октября партизаны А. Далидовича совершили нападение на типографию в Любани. Ими были изъяты шрифты, краска и оборудование. А 7 ноября организовали налет на любанскую комендатуру и уничтожили 42 фашиста…
Успешная деятельность этого отряда служила примером в борьбе с врагом для других партизанских формирований, которых с каждым месяцем на Любанщине появлялось все больше и больше. В конце осени 1941-го их уже насчитывалось 33. Местом своей дислокации большинство из них выбрало все те же окрестности деревни Загалье. Эта территория располагалась в труднодоступной лесной, сильно заболоченной местности и находилась под полным контролем партизан.
Большое сосредоточение партизанских отрядов послужило поводом для создания на территории Загальского сельсовета Любанской партизанской зоны, которая окончательно сложилась к концу 1941 года. А немногим ранее, 25 ноября, Минский подпольный обком партии принял решение о формировании объединенного штаба партизанских отрядов. Его задачей стало военное руководство формированиями в южных районах Минской области. Этот организационный орган, получивший официальное название штаба партизанского соединения Минской области, как, впрочем, и сам Минский подпольный обком партии (их оба возглавлял Василий Козлов), также нашли свою постоянную прописку в загальских лесах.
Проведение партизанами боевых операций требовало от них не только бесстрашия и умения успешно противостоять врагу, но и соответствующего вооружения, военной экипировки. Кое-что, конечно, им удавалось отбить у противника, но этого было явно недостаточно для растущего партизанского соединения. Руководство Минского подпольного обкома партии еще с осени 1941 года постоянно предпринимало попытки наладить связь с Большой землей — именно из советского тыла народные мстители Любанской партизанской зоны рассчитывали получать необходимое им оружие.
«Галоўным сродкам сувязі з савецкім тылам у першыя месяцы партызанскай барацьбы былі зноў жа людзі, нашы баявыя, загартаваныя падпольшчыкі. Мы даручылі ім перадачу выключна важных данясенняў і былі заўсёды ўпэўнены, што гэтыя данясенні не трапяць у рукі ворага, — писал в своих воспоминаниях «Людзі асобага складу» секретарь Минского подпольного обкома партии Василий Козлов. — Мы пасылалі групы цераз лінію фронту ў Маскву — у ЦК КП(б)Б і Штаб партызанскага руху... Такія віды сувязі добра паслужылі нам, яны адыгралі вельмі важную ролю ў першыя месяцы партыйнага падполля і арганізацыі партызанскага руху на Беларусі. Аднак што дзень далей, то ўсё больш і больш пашыраўся партызанскі рух, узмацнялася ўсенародная барацьба з ворагам. Змяняліся ўмовы, узнікалі новыя і вельмі складаныя задачы. Нам стала цесна ў рамках нашай першапачатковай нелегальнай сувязі, яна ўжо адставала ад нашых патрабаванняў, тармазіла рух наперад. Наспявала неабходнасць шырокага выкарыстання тэхнічнай сувязі. 3 першых месяцаў сорак другога года мы старанна дамагаліся гэтага і ў пачатку мая атрымалі рацыю...».
Уладив некоторые формальности с шифровальщиками, руководство штаба партизанского соединения Минской области с конца мая 1942 года наладило надежную радиосвязь с Большой землей. С помощью рации партизаны имели возможность координировать работу по поставке с советского тыла необходимого им вооружения, обмундирования и медикаментов. Их стали доставлять самолетами в заранее согласованные районы. Остро необходимые народным мстителям посылки сбрасывали в основном ночью. Часто контейнеры с грузом попадали в болото, и их засасывала трясина. Случалось, не все удавалось найти и в лесных чащах…
Поэтому руководство Минского обкома партии стало задумываться над тем, чтобы организовать посадку самолетов непосредственно в зоне расположения партизанских отрядов. Это гарантировало бы стопроцентную доставку грузов и позволило бы эвакуировать за линию фронта нуждающихся в квалифицированном лечении раненых. Что также было немаловажно.
Однако как было организовать аэродром, не имея на то специалистов? Но все же от идеи отходить не стали, бросили по отрядам клич, и такой человек нашелся — Павел Анасенко. В недавнем прошлом военный летчик, штурман бомбардировщика 23-й авиационной дивизии. Он принимал участие в боях первых дней войны. Дважды его самолет был подбит: первый раз подо Ржевом (тогда спрыгнувшему с парашютом Павлу Семеновичу удалось добраться до своих), а второй — под Бобруйском уже над позициями противника, где после приземления его и взяли в плен. Когда везли поездом в Германию в концентрационный лагерь, решил, чего бы это ни стоило, убежать. Но осуществить задуманное смог лишь под Варшавой, откуда и подался пешком на восток. На Любанщине он примкнул к партизанам, воевал в отряде имени Гастелло.
Павел Анасенко оказался сведущ не только в летном деле, но и имел представление о функционировании аэродромного хозяйства. Оставалось найти подходящее место для обустройства аэродрома. Долго искать его не пришлось. Местный партизан Герасим Гальченя предложил исключительный вариант. Это был, как пишет В. Козлов, «…малапрыкметны сярод лясоў і зараснікаў астравок Зыслаў. Рака Арэса з шырокімі дрыгвяністымі берагамі агібае яго з усходу. Вакол вострава — балота, таму нават у самае засушлівае лета дабрацца туды нялёгка. Месца гэтае прыгожае і багатае разналессем. Расце на востраве стромкі хвойнік, раскошны алешнік, сустракаюцца бярозы і дубы. Вясковыя хлапчукі і дзяўчаты, правальваючыся па пояс у дрыгве, іншы раз дабіраліся сюды па суніцы і маліны… Бадай-што, ні на адной карце не абазначаўся гэты астравок, а калі і абазначаўся дзе, дык маленькай, малапрыкметнай кропкай…»
Правда, впоследствии выяснилось, что протяженность острова Зыслов маловата для взлетно-посадочной полосы — для большого транспортного самолета она требовалась длиной около полутора километров. Поэтому по примыкающей к острову части болота пришлось прокладывать гати, а затем засыпать их камнями и землей, утрамбовывать специальными катками. На самом же острове необходимо было спилить деревья, выкорчевать пни, засыпать ямы… Естественно, что для выполнения таких работ у партизан не хватало ни сил, ни инструмента, ни транспорта. Тогда им на помощь пришли жители близлежащих деревень Живунь, Подлуг, Альбинск, Загалье, Татарка, Старосек и других. Некоторые из местных на время работ и вовсе переселились на остров, обитали в шалашах и палатках. Ну а потом остались воевать в партизанских отрядах.
«3 першых тыдняў верасня 1942 года на наш аэрадром пачалі прылятаць крылатыя госці з Масквы, а таксама з другіх месц Савецкага Саюза, — снова читаем воспоминания В.Козлова. — Маленькая кропка на зямлі хутка стала вядомай нашым людзям за тысячы кіламетраў. Аб ёй ведалі на Украіне, у Літве, Латвіі... Аб ёй ведалі партызаны Польшчы, Чэхаславакіі.
Сотні раненых народных мсціўцаў Беларусі і Украіны былі накіраваны праз гэты аэрадром у савецкі тыл. Аэрадромам карысталася на працягу некалькіх месяцаў партызанскае злучэнне Каўпака… 3 ляснога аэрадрома былі вывезены ў савецкі тыл і размешчаны ў спецыяльных дамах тысячы дзяцей загінуўшых партызан і воінаў Чырвонай Арміі. Адсюль вылецелі ў Маскву відныя вучоныя і другія спецыялісты нашай рэспублікі, якія не паспелі эвакуіравацца ў пачатку вайны…
Усе гады вайны карысталіся мы Зыслаўскім аэрадромам. Ён служыў важнейшым сродкам непасрэднай сувязі з Вялікай зямлёй для многіх партызанскіх злучэнняў Беларусі.
Гэта быў першы ў рэспубліцы партызанскі аэрадром...».
Одним словом, воздушный мост «Большая земля — остров Зыслов» стал для партизан огромной поддержкой в нелегкой борьбе с врагом, символом надежды на победу, а для раненых — еще и спасением. Благодаря ему к концу 1942 года практически каждый партизанский отряд в белорусских лесах уже имел свою медицинскую службу с минимумом необходимого оборудования. Еще самолеты доставляли в партизанскую зону газеты, листовки со сводками Совинформбюро, продукты… Как-то даже переправили кинопередвижку и, чтобы посмотреть журналы «Союзкинохроники» и любимые советские фильмы, партизаны из других отрядов были готовы преодолевать десятки километров по лесам и болотам.
Аэродром на Зыслове просуществовал до самого освобождения Любанщины в конце июня 1944 года. Вражеской авиации так и не удалось его разбомбить. С воздуха аэродром заметить было практически невозможно — от самолетов противника его маскировали установленные на специальных салазках деревья и кустарники, которые перед прилетом гостей с Большой земли растаскивались по сторонам, открывая тем самым посадочную полосу.
А для бомбометаний врага в нескольких километрах от острова Зыслов был сооружен ложный аэродром. Услышав в ночном небе гул немецких самолетов, партизаны зажигали костры, и фашистские летчики сбрасывали на него свои боезаряды. Советские же транспортные самолеты заходили на посадку по каждый раз новым сигнальным кострам, расположение которых согласовывалось накануне по рации специальной шифрограммой.
В наши дни Зыслов — далеко не остров. Это — живописный лесной уголок, где, говорят, хорошо растут грибы. Сегодня о том, что когда-то в здешних местах были непроходимые болота, свидетельствует лишь густая сеть мелиоративных каналов.
В 1969 году в ознаменование событий, происходивших здесь в годы Великой Отечественной войны, на острове был сооружен мемориальный комплекс. Известный белорусский архитектор, один из авторов монумента Победы на одноименной площади в Минске Георгий Заборский языком архитектурных форм сумел подчеркнуть значение зысловского аэродрома в истории партизанского движения. Венчает комплекс 14-метровый обелиск в честь базирования на острове Минского подпольного обкома КП(б)Б и штаба партизанского соединения Минской области. Немного поодаль от него на братской могиле, в которой похоронены 290 погибших на территории Любанского района партизан и воинов Красной армии, установлена скульптура старого партизана. За ней — ряд из шести землянок. А на том месте, откуда когда-то начиналась взлетно-посадочная полоса аэродрома, стоит памятный знак, символизирующий дымовую спираль, через которую пробивается пропеллер самолета.
Ежегодно в День Победы и в День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков остров Зыслов становится местом проведения общерайонных памятных мероприятий. Сюда всегда съезжается много народа, и не только из населенных пунктов Любанщины. К сожалению, с каждым разом среди них все меньше и меньше тех, кто был непосредственным участником Великой Отечественной войны. Однако на мемориальном комплексе «Остров Зыслов» можно встретить немало молодых людей. И это радует — эстафета памяти в надежных руках.
Кроме мемориального комплекса «Остров Зыслов» на Любанщине можно посетить:
– Любанский музей народной славы (г. Любань, ул. Калинина, 2)
– Музей традиционных ремесел и промыслов (г. Любань, ул. Ленина, 17)
– Музей истории мелиорации (филиал Любанского музея народной славы) в д. Коммуна
– Эколого-этнографический музей Тальского учебно-педагогического комплекса в д. Таль.
Сергей ГОЛОВКО. Фото автора