ЕРИП — уникальный на территории постсоветского пространства проект. Благодаря ему белорусские потребители получили возможность удобно и быстро оплачивать предоставленные им услуги. В ЕРИП можно оплатить более 50 тыс. различных услуг. Рынок практически сформирован, и теперь в Нацбанке вплотную занимаются тем, чтобы повысить качество работы системы до максимально возможного уровня. Подробнее об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель начальника Главного управления единого расчетного и информационного пространства Национального банка Наталья Штевнина.
— Наталья Михайловна, недавно стало известно, что платежным агентом ЕРИП стало РУП «Белпочта». Чего ждать от расширения системы ее пользователям?
— «Белпочта» стала платежным агентом единого расчетного и информационного пространства в мае 2014 года, как только был подписан договор с банком на выполнение этих функций. Сейчас проводятся организационно-технические работы. У «Белпочты» свое программное обеспечение, его нужно доработать, чтобы можно было принимать платежи через ЕРИП. Кроме того, к ЕРИП необходимо подключить производителей услуг, у которых договор только с РУП «Белпочта» на прием платежей. После того как это произойдет, количество пунктов платежей нашей системы увеличится с 15 тыс. до 19 тыс. «Белпочта» — крупный платежный агент, только инфокиосков у нее около 800. Для пользователей ЕРИП ее присоединение к системе — это однозначный плюс. Количество мест, где они смогут совершать платежи, увеличится сразу на 4 тыс. Стоит отметить, что объемы и суммы платежей, проведенных через ЕРИП, растут. За I полугодие их было 127 млн на Br12,5 трлн. А за весь 2013 год пользователи совершили 230 млн платежей на Br17,8 трлн.
— В дни оплаты коммунальных услуг в отделениях банков собираются очереди, при этом инфокиосками, например, пользуется не так много клиентов. Предлагается много мер, чтобы исправить ситуацию, вплоть до введения комиссии за наличные расчеты. Почему решили предпринять такие не слишком популярные шаги?
— Люди зачастую не задумываются, что наличные деньги очень дорогие в обслуживании. Во-первых, их нужно напечатать, во-вторых, наличную денежную массу нужно постоянно чистить, изымая ветхие и поврежденные банкноты. К тому же необходимо организовать и обеспечить работу расчетно-кассовых узлов банков. Расходов много. Добавьте сюда риски, связанные с ограблениями, фальшивомонетничеством и так далее. Поэтому расчеты наличными должны быть дороже, тем более что в Беларуси для проведения безналичных платежей создана необходимая инфраструктура.
Что касается комиссии, то окончательного решения о взимании вознаграждения при наличном расчете в кассах банков за услуги ЖКХ нет. Будет проводиться информационная кампания. В операционных залах отделений банков станут работать консультанты, объяснять, как пользоваться инфокиоском, как подключить интернет-банкинг и прочее. Главное — показать людям, что это действительно удобно, помочь им преодолеть опасения перед новыми технологиями.
— ЕРИП, насколько мне известно, в ближайшей перспективе может стать хозрасчетной организацией. Когда система уйдет с баланса Нацбанка и что изменится после этого перехода?
— Планируется, что ЕРИП станет хозрасчетной организацией к 1 марта 2015 года. Это будет уже небанковская кредитно-финансовая организация в форме ЗАО, есть соответствующее решение правления Нацбанка. Но кардинально ничего не поменяется, она по-прежнему будет под контролем регулятора, которому будет принадлежать блокирующий пакет акций.
— Наталья Михайловна, каким вам видится будущее ЕРИП?
— Полагаю, система будет успешно развиваться и в дальнейшем. Количество пользователей ЕРИП увеличивается не только за счет молодежи, но и пенсионеров, которых нельзя забывать. Многие из них могут дать фору молодым, говорю это, исходя из своего опыта. Основной же целевой аудиторией ЕРИП есть и останутся люди от 30 и до 45 лет. У них открыты кредиты-депозиты, им нужно проводить большое количество платежей, которое сложно при нынешнем ритме жизни держать в голове, тем более ходить из-за каждого платежа в банк.
Нацбанк обеспечивает работу системы АИС «Расчет» в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Платежи активно совершаются даже глубокой ночью. В круглосуточном режиме работает таможня, идет подъем по платежам за онлайн-игры.
Нарекания на работу есть и, наверное, будут всегда, такова реальность. Не всех устраивает нынешний способ классификации услуг. Говорят, в региональном разрезе плохо, но если сделать в каком-то другом, то, уверена, снова найдутся недовольные.
Как бы то ни было, ЕРИП позволяет экономить немало времени на проведении платежей, и, мне кажется, все больше белорусов это осознают. Человек, который хоть раз оплатил услуги через ЕРИП в интернет-банкинге, мобильном банкинге и т. д., больше не вернется для оплаты своих периодических платежей (ЖКХ, мобильный телефон, интернет и т. д.) в кассу.
Светлана САВКО, БЕЛТА
Специалисты Госстандарта рассказывают, на что нужно обратить особое внимание, выбирая обувь и одежду школьникам.