Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Беларусь помнит

№9 от 27 февраля 2014 года

Школы под соснами
Школы под соснами

С первых дней оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории нашей республики в белорусских лесах и чащах укрывались целые семьи и даже деревни. Конечно, всех желающих партизанские отряды принять не могли, и выход был найден в создании так называемых семейных лагерей. Они оборудовались самим населением под руководством и при непосредственном участии народных мстителей, как правило, в глубине лесных массивов и болот, между озерами, по берегам которых обычно располагались партизанские отряды. В годы войны во многих семейных лагерях Беларуси действовали уникальные по масштабу и характеру деятельности лесные партизанские школы.
Как вспоминал видный организатор партизанского движения в Беларуси Кирилл Трофимович Мазуров в книге «Незабываемое», «несмотря на трудности, создание школ в лесах шло полным ходом. Первыми подхватили призыв о создании школ для обучения детей в партизанских зонах (в деревнях и лесных лагерях для населения) комсомольцы Полесской области. Почин позже распространился в Минской, Пинской и других областях. Создание в тылу врага советских школ… служило не только объединению и воспитанию детей, но и вселяло веру  людей в неизбежное изгнание гитлеровцев».


Только в Брестской области на 1 мая 1944 года в таких школах обучалось 490 детей. Все лесные школы были начальными, только с первыми четырьмя классами обучения. Они, как правило, размещались в землянках, различных сооружениях, построенных из лозы и других подручных материалов. В их организации принимал участие партизанский актив, учителя, родители, сами дети. Работа лесных школ протекала в невероятно трудных условиях — не было учебников, тетрадей, писчей бумаги, наглядных пособий, нормальных приспособленных помещений для занятий. Однако выручали, как всегда, народная смекалка и мудрость партизан. Так, при изготовлении письменных принадлежностей партизаны из коры дуба вырезали для первоклассников буквы для азбуки, из веточек делали классные счеты. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Некоторое время эта смесь отстаивалась, и получались чернила. Часто учебные пособия доставались у местного населения, а также через связных и разведчиков в населенных пунктах.
Классных досок не было, вместо этого учащиеся писали выстроганными палочками на земле и песке. Нередко для счета использовали гильзы патронов. Ввиду отсутствия учебников и тетрадей, ручек и карандашей дети писали на полях газет и упаковочной бумаге, обратной стороне немецких листовок, а то и просто палочками на бересте или на песке. Партизаны оборудовали приспособленные помещения для занятий, делали парты. Из-за отсутствия учебников и программ педагоги-партизаны обучали детей по имевшейся в отрядах политической литературе. Часто учителя использовали в работе с детьми приказы Верховного Главнокомандующего, тексты из газет, брошюр или листовок-сводок Совинформбюро.


В некоторых бригадах даже существовали пионерские организации. Из воспоминаний бывшей ученицы школы № 2 при партизанском отряде имени М. И. Калинина бригады имени Ф. Дзержинского Т. К. Кот, которая после войны стала работать учительницей в школах Брестской области: «Командование отряда разрешило нам сшить из парашютного полотна пионерские формы. Мы сделали себе также пионерские галстуки. Особенно кропотливо и внимательно вышивали всем коллективом пионерское знамя. Вскоре в торжественной обстановке были приняты в пионеры еще 28 детей. После этого избрали штаб пионерской дружины».
Наибольшее распространение лесные школы получили в Брестской и Барановичской областях. Здесь при партизанских отрядах и соединениях работало около двадцати партизанских школ. Достоверно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организована осенью 1943 года при отряде имени М.И.Калинина, где в трех классах обучалось 50 детей младших классов. При семейном лагере отряда имени А.А.Жданова бригады им. Я.М.Свердлова начальным обучением было охвачено 38 детей.
Одним из отрядов в брестских лесах командовал лейтенант Евгений Георгиевич Макаревич — инициатор создания лесной школы, где обучалось 98 детей. После гибели Е.Г.Макаревича в июне 1943 года отряд бригады им. Я.М.Свердлова был назван именем командира. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится отчет о воспитательной работе среди детей школьного возраста 4-го семейного лагеря этого отряда за июнь 1944 года. В отчете указывается, что «в семейном лагере школу посещают 46 детей, из них  1-го класса — 24, 2-го класса — 13, 3-го класса — 9 человек. На уроках изучаются следующие предметы: русский язык, арифметика, пение.  Ребята выучили наизусть стихотворения «Взвилась ракета боевая», «Ведут народы бой», «Наша славная земля». Во внеурочное время проведены беседы «О действиях партизан», «О помощи населения партизанам», «О героических действиях партизанки Тани». По физкультуре во 2-м и 3-м классах изучены темы «Построение в шеренгу и колонну», «Повороты на месте и в движении», «Выход из строя».

М.С. Мартинович — учитель лесной школы
123-й партизанской бригады Полесской области.

Кроме того, с детьми проведены занятия по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину, подтягиванию на турнике, отработаны упражнения по гранатометанию, изучению устройства винтовки, тренировки с макетами стрелкового оружия.
С гордостью организатор воспитательной работы сообщает в отчете, что в лесной школе систематически работал кружок художественной самодеятельности, кружок детских работ. Ребята ухаживали за школьным огородом, занимались сбором лекарственных трав: за сезон собрали цветов ландыша — 0,5 кг, листьев папоротника — 6 кг, цветов ромашки — 1 кг, корней валерианы — 4 кг, липового цвета — 1,5 кг.
В школьной тетради, размещенной в «Партизанском лагере» Белгосмузея, подробно изложен отчет учительницы Полины Ясновской об учебно-воспитательной работе лесной школы отряда им. А.А.Жданова бригады им. Я.М.Свердлова с 12 мая по 12 июля 1944 года. Отряд действовал в Дрогичинском районе Брестской области. Здесь обучением было охвачено 58 детей — 23 мальчика и 35 девочек младшего школьного возраста. Как видно из отчета, учебный день здесь был установлен в 4 урока по 45 минут каждый. Перемены между уроками следующие: малые перемены по 10 минут, большая перемена 30 минут. Занятия проводились в школе в 2 смены.
Успевали учащиеся хорошо. В конце учебного года были проведены итоговые занятия и экзамены в присутствии командира партизанского отряда, комиссара, секретаря комсомольской организации и учительницы из другого отряда.  По окончании школы учащимся выдавались специальные свидетельства. Одно такое хранится в Белгосмузее. Оно выдано по итогам 1943/44 учебного года Данилкович Елене, учащейся 3-го класса лесной школы отряда им. М.И.Калинина (в музее хранится и фото ученицы лесной школы). Свидетельство подписано командиром Ф.Беляевым и завучем школы учительницей П. Ивановской.
Занятия в лесных школах вели учителя, жившие в местах дислокации народных мстителей или приглашенные ими из других населенных пунктов, порой к работе с детьми привлекали бывших студентов, старшеклассников из числа партизан. Это были самоотверженные люди, безгранично любящие свое дело, которых  объединяло одно — воспитать достойную смену, настоящих граждан родного Отечества, владеющих знаниями, а также навыками партизанской жизни и умением защищать Родину. Это такие педагоги, как М.С.Мартинович — учитель 123-й партизанской бригады Полесской области, секретарь Октябрьского подпольного РК ЛКСМБ,  Я.А.Чернявская и В.Г.Осипова — учителя семейного лагеря отряда им. А.А.Жданова бригады им. Я.М.Свердлова и другие. Нередко учителя с оружием в руках отстаивали свои лагеря вместе с мужьями, старшими братьями-партизанами. В июле 1944 года наставники М.В.Шляхтенко и Л.А.Грицова — партизанки отряда им. С.М.Кирова Брестской области — геройски погибли в неравном бою с немецкими оккупантами.
Лесные партизанские школы воспитывали детей в духе ненависти к врагу, любви и преданности к своей Родине. В этом их неоспоримая ценность и их посильный вклад в общую Великую Победу.

Николай ШЕВЧЕНКО

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Генеральный план «Ост», целью которого было в том числе порабощение и уничтожение народов СССР,  красноречиво свидетельствует об истинных намерениях нацистов. Насколько он дотошно претворялся в жизнь в Беларуси, говорят цифры: во время войны погибло свыше 2,2 миллиона человек, сожжено и разрушено 209 из 270 городов и райцентров, более 9 тыс. сел и деревень, нанесен непоправимый урон народному хозяйству. Беседуем с деканом факультета философии и социальных наук БГУ кандидатом исторических наук, доцентом Вадимом Гигиным о том, какое будущее хотели уготовить гитлеровцы нашим землям.

Все 10 лет, что возглавляет сельсовет в Браславском районе, Алла Данилина занимается увековечением памяти местных жителей, погибших во время Великой Отечественной. В этом благородном деле ей помогают односельчане и предприятия.

Пожалуй, именно для сельчан чернобыльская катастрофа стала самым большим ударом. С карты Беларуси исчезли сотни населенных пунктов, десятки тысяч человек экстренно покинули родные дома. Судьба каждого переселенца наполнена болью. В опасную зону в Чериковском районе попало 25 деревень и поселков, которые впоследствии были отселены. И захоронены.

2021-й – Год народного единства. Нас, белорусов, объединяет не только место жительства – наша Синеокая, но и общая история, традиции, культура, язык. А также наши дела, за которые мы беремся с присущим нам трудолюбием, ответственностью и любовью. В Год народного единства на страницах газеты «7 дней» стартует проект «Наше общее» – о том, как инициативы объединяют людей разного возраста, уровня образования, мировоззрения. Их цель – сделать жизнь
в своей местности и во всей Беларуси лучше. Мы в ответе за свою маленькую и большую родину: я, ты, он, она –
вместе сильная страна!