№5 от 30 января 2014 года
Исчезающая натура
Люблю путешествовать за рулем. Уже более двух десятков лет водительского стажа, а хоть хлебом не корми — только бы подвернулась возможность отправиться куда подальше. Мороз, не мороз… Ура, вот и в минувшие выходные супруга решила, что мы давненько не навещали ее родителей!Катиться по новой трассе из Минска до Бобруйска — одно удовольствие. Особенно после Марьиной Горки, когда дорога превращается в настоящую автостраду — ровную, прекрасно спрофилированную, обходящую все населенные пункты. Очень важно, что на разделительной полосе натянут трос безопасности, исключающий всякую вероятность лобового столкновения даже в нештатных ситуациях. А еще здорово, что вдоль обочин обустроена специальная сетка, предотвращающая появление на проезжей части диких зверушек и не совсем трезвых представителей окрестного населения. Не поверите, но в районе пересечения трассы с рекой Свислочь мы увидели за забором двух косуль, переминавшихся в подлеске на своих точеных стройных ножках. Почти как в зоопарке! Но — за сеткой, а не перед решеткой радиатора…
В общем, одна у этой дороги сейчас проблема, и над ней следует реально задуматься представителям Госавтоинспекции — нельзя на таких участках удерживать ограничение скорости в 90 км/ч! Ведь здесь действительно удалось создать автотрассу даже более современную, чем знаменитая «олимпийка», так зачем наступать на горло песне лошадиного табуна, рвущегося из-под капота? Тем более, что, скажем откровенно, никто особо и не наступает, скорее, педаль газа топчет. А это удовольствие — до первого гаишника, конечно.
«А впрочем, песня не о нем…»
По этой дороге — то до Осиповичей, то до Бобруйска, а то и до самого Жлобина — я регулярно езжу с начала девяностых годов прошлого века. И изучил за это время как свои пять пальцев. А потому перемены, которые произошли за последнее время, мне трудно не заметить.
Сначала с трассы исчезло придорожное кафе в деревне Подбережье. Кафе было забавное — не так образцами высокой кухни, как подходом к продвижению себя для клиентов. На стене его висела памятная доска: в нашей деревне в таком-то году проездом был классик белорусской литературы Янка Купала. Вроде, и доказательств тому никаких, а остановишься кофе попить — и приятно: ведь ты тоже здесь проездом оказался. Почти как классик!
Кафе было закрыто и снесено, когда начались работы по расширению дорожного полотна — оно оказалось слишком близко к трассе.
Потом был открыт абсолютно новый участок дороги в обход поселка Сосновый. В ста метрах от старого моста через Свислочь был построен новый, более длинный, который сумел скрыть под собой и «железку», лишив автостраду совершенно ненужного на ней переезда. А заодно — любимого многими дальнобойщиками и путешественниками кафе «Три толстяка», в котором делали, к слову, вполне достойный эспрессо.
Последняя потеря — кафе в Дукоре. Не то, которое притаилось за мостом и не пользуется популярностью из-за неудачного месторасположения, а другое, стоявшее у самой трассы. Стояло себе, сам там пару раз шоколадки да снеки покупал — и вдруг исчезло, как корова языком слизала. Под снегом и места не разглядишь, где оно было!
И странная получается картина. Для Беларуси как транзитного государства развитие объектов придорожного сервиса признано приоритетным направлением, в преддверии чемпионата мира по хоккею эта задача объявлена еще более актуальной. А на практике — на протяжении сотни километров прекрасной трассы от Минска до самых Осиповичей кафешек и забегаловок не сыскать! Если бы не заправки, была бы дорога совсем пустынной. Хоть все скоростные ограничения снимай — все равно останавливаться негде…
Я не из вредности об этом говорю, а лишь потому, что не понимаю позицию местных властей. Ее представители прекрасно знали, как проляжет новая трасса. И держали на учете все прежние «шинки». Так неужели нельзя было провести подготовительную работу с хозяевами, которые годами занимались этим бизнесом, и подумать, как простимулировать перенос кафе в новое место? Неужели проще всего решить проблему, бросив «частника» на произвол судьбы? И превратив тем самым и так не частый на наших дорогах сервис в окончательно исчезающую натуру…