Эти дети знают больше, чем их сверстники и даже те, кто старше их. Они по-другому видят, слышат, чувствуют, нежели другие. В три года знают наизусть всю таблицу Менделеева, в девять — поступают в университеты и пишут докторские диссертации, в одиннадцать — вычисляют в уме квадратный корень из десяти шестизначных чисел за две минуты. Ребенок-вундеркинд — подарок природы или испытание? Как рассмотреть способности, а самое главное — не убить их? Почему одаренным детям скучно в обычной школе? Об этом и многом другом рассказали Светлана и Василий Сушко — родители мальчика, которому ученые-генетики пророчат олимпийское будущее.
Тимуру Сушко всего 11 лет, а он уже в 9-м классе. К слову, в гимназию поступил в 5 лет — и сразу во 2-й класс. А затем перешагнул из 5-го в 7-й, а чуть позже — из 7-го в 9-й. Не раз становился победителем всевозможных олимпиад, конкурсов. Не менее впечатляют спортивные достижения мальчишки. Плаванием он занимается с 3,5 лет. Был признан лучшим пловцом в своей возрастной категории в Беларуси, Франции, Австрии, Польше, Германии, России.
— Поделитесь, как вам удалось вырастить и воспитать такого одаренного сына?
— Мы не считаем Тимура одаренным. И разделяем точку зрения, что талант — это на 99% тяжкий, до пота, труд и на 1% — вдохновение. Чтобы ребенок рос способным, всесторонне развитым, заниматься с ним необходимо с самого дня рождения, стимулировать его познавательную активность, помогать развивать навыки. Мы — сторонники раннего развития. Важно помочь детям сформулировать конкретные цели и определить необходимые шаги для их достижения. В нашем случае Тимур в форме игры в Excel их описывает и выводит результаты в виде графика по окончании недели, месяца. Мы учим сына воспринимать ошибки как естественную часть жизни. Они закаляют. Например, Уолт Дисней 5 раз становился банкротом, прежде чем построил Диснейленд.
— Наслышана, что и дочка у вас не менее талантлива…
— Ольга (5 лет) занимается художественной гимнастикой в Республиканском центре олимпийской подготовки по художественной гимнастике, вокалом, читает с 3-х лет, решает математические задачи, знает таблицу умножения, иногда плавает с Тимуром в бассейне, проплывая по 1,5 км за тренировку.
— Как вы заметили, что у Тимура есть задатки к учебе, спорту?
— Мы всегда с интересом в процессе игры с Тимуром делились своими знаниями, а он с удовольствием впитывал их. Например, с 3—4 лет на вечерних прогулках играли в слова, в города, обсуждали познавательные фильмы…
— Знаю, что вы проводили ДНК-тестирование Тимура. Что показали результаты?
— Специалисты Института генетики и цитологии НАН Беларуси составили ДНК-паспорт, в котором сказано, что у сына присутствуют редкие варианты генов. Они важны для достижения высоких спортивных результатов: один генотип обеспечивает запасами молекулярного кислорода, второй — свидетельствует о скоростных силовых особенностях, третий — ассоциируется с появлением выносливости.
В 2 года Тимур читал, в 4,5 — читал наизусть стихи,
по 18—19 столбиков.
— А как вы открывали сыну «третий глаз» в Москве?
— Это было обучение по методу Марка Комиссарова. Он руководит центром помощи слепым детям в Нью-Йорке. Уже после первого занятия Тимур начал видеть перевернутые рисунки, затем читал книги, журналы с мелким шрифтом. Глаза были закрыты специальными очками, поверх которых мы повязывали для чистоты эксперимента полотенце. Это явление продолжалось два года, пока Тимур не сломал руку. После применения общего наркоза способность исчезла.
— Почему решили «перепрыгивать» через классы? Тимуру было скучно учиться?
— Пошел во 2-й класс, потому что программа 1-го казалась ему очень простой. А когда все слишком просто, ему становится неинтересно, он теряет вкус к процессу. Решение «перепрыгивать» из 5-го в 7-й класс, а затем из 8-го в 9-й Тимур принимал, конечно, сам. Обучение сына не считаем интенсивным. Оно — своевременное. Главное в ускоренном обучении — высокий уровень самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля. Поэтому каждый следующий день планируем с вечера. Все действия согласовываются между членами семьи.
— Многие учителя и родители такие «переходы» через класс называют не иначе как насилием над ребенком. Говорят, что ребенок может быть умным, учиться с ребятами и постарше. Но при этом личностью еще не дорасти до них…
— У него отлично складываются отношения с одногодками. Но в силу обстоятельств больше приходится контактировать с детьми на 3—4 года старше. Благодаря занятиям спортом Тимур и физически, и морально готов к общению с более старшими одноклассниками.
— Тимур когда-нибудь жаловался, что ему тяжело?
— Как любому ребенку Тимуру бывает лень что-то делать, но он учится переступать через свои «не хочу» и иногда под нашим контролем выполняет свои обещания — тренирует волевую мышцу.
— Вундеркинды — чудо природы или плод родительских амбиций?
— Может, в некоторых случаях это и амбиции родителей. Но согласитесь, что амбиция вырастить образованного и разносторонне развитого человека — вещь неплохая. Более того, не думаем, что в каждом случае стоит руководствоваться желанием самого ребенка. Чтобы принимать ответственные решения, нужен жизненный опыт. Мы хотим, чтобы наш сын был счастлив. А счастлив человек может быть только тогда, когда он самореализовался.
Тимур Сушко: «Моя заветная мечта — стать врачом
и изобрести эликсир вечной молодости и жизни».
Большому кораблю — свое плавание
Людмила Степановна Шабашова преподает практически всю жизнь. С 17 лет. В Минске ее знают как неординарного, яркого и продвинутого педагога, который учит по своей авторской методике, в основе которой — интенсивное ускоренное обучение. Ее система формирует незаурядное мышление. Ее ученики легко «перепрыгивают» из класса в класс.
— Меня всегда интересовали новаторские идеи, разные педагогические прорывы, как можно сделать все быстрее и качественнее, — делится преподаватель математики, основатель частного образовательного центра Людмила Степановна. — Я очень много экспериментировала, как можно изучать гуманитарные предметы в сжатые сроки. Так как хотелось высвободить время для моей драгоценной математики.
Любой школьный учебник по математике она может доходчиво объяснить за два месяца при одной лекции в неделю и вдохновить учеников на освоение информации.
— Быстро мыслящий ученик устает от медлительности, он не использует тот кредит сил мозга, который ему подарила сама природа, — объясняет Людмила Шабашова. — Наше образование — лучшее в мире, как бы его ни критиковали. Но талантам стандартную школьную программу можно освоить намного быстрее.
Людмила Шабашова считает, что сегодня учиться в школе 11 лет — это слишком долго и неэффективно для тех, кто намерен поступать в вуз. Целесообразнее ее заканчивать годам к 14—15.
— Я сама училась в школе очень хорошо, — вспоминает Людмила Степановна. — И на уроках страдала от скуки. А точнее, от потери времени, когда приходилось часами выслушивать, как учителя пытались вытащить домашний материал у тех, у кого взять было нечего. В Америке или Англии давно практикуют, что одаренные ребята учатся по индивидуальному плану. Например, только в Англии в 2013 году на 100 тысяч человек больше перепрыгнули через класс, чем в прошлом. А у нас же всего несколько человек. Почему? Например, присутствует непонимание со стороны учителей, иногда воспринимающих интенсивное обучение в штыки. Всегда есть место возмущению: «Зачем это надо? Всему свое время». Хотя их тоже можно понять, потому что сложно работать на весь класс и при этом дифференцировать учеников по успеваемости, учитывать индивидуальные особенности одаренных детей.
Не разделяют такой «спешки» и многие родители. Волнуются, что сильнейшие эмоциональные и интеллектуальные перегрузки могут закончиться печально.
— Интенсивное обучение — это обучение будущего. Это требование времени. Футурологи говорят, что сегодня молодое поколение должно уже к 15 годам знать столько, сколько мы знаем в 50 лет. Поэтому, если правильно организовать учебный процесс, то ребята не почувствуют никаких нагрузок.
Кроме этого, проводится очень важная воспитательная работа. В свою очередь, одаренным ученикам должны способствовать и родители, и учителя. Потому что существуют талантливые и гениальные дети. Между ними есть разница. Гениальные те, которыми не нужно руководить. Его невозможно оторвать от учебника. Талантливый будет делать то же самое, но если его вести правильно, подсказывать, вдохновлять.
Комментарий
Анжела Иодко, учитель начальных классов СШ № 1 г. Лида:
— Если ребенок одаренный и учеба ему дается легко, почему бы не помочь ему «идти» быстрее, чем его сверстники. Но, в первую очередь, это должно быть осознанное решение самого ребенка. Как правило, простое давление со стороны родителей приводит к плачевному исходу. В обычных школах учителя тоже стараются учитывать способности детей и для этого используют разноуровневые и дифференцированные задания. Проводим отдельные занятия с одаренными ребятами по разным предметам. Организованы школы по подготовке учеников к олимпиадам, начиная со 2-го класса.