Наше досье:
По информации Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в течение двух последних десятилетий динамика травматизма в Беларуси характеризовалась практически непрерывным ростом. Если в 1991 году первичная заболеваемость по классу травм и отравлений составляла 6 659,0 на 100 тысяч населения, то в 2006 году она достигла уровня 7 951,7 на 100 тысяч населения, а в 2011-м — 8 066,0 на 100 тысяч (рост на 21%). Удельный вес травм в структуре первичной заболеваемости колебался от 9,4% до 11,0% (2012 г. — 9,6%). В структуре травматизма 60—65% приходится на травмы конечностей (из них 25—30% — это переломы конечностей). На 2-м месте находятся травмы головы и шеи — 10—11%, на травмы грудной клетки приходится около 8%.
…Еще в начале 2000-х медики обратили внимание Министерства транспорта, транспортной службы столицы и ГАИ на опасность получения травм от повреждений зеркалом заднего вида городских автобусов и троллейбусов. Причина такой опасности заключается в том, что зеркала заднего вида, вынесенные на длинных кронштейнах и на высоте человеческого роста, а нередко и ниже, при движении автобусов на остановках служат потенциальным источником опасности в получении травм головы пассажиров.
Рассказывает врач-валеолог УЗ здравоохранения «Городской психоневрологический диспансер» Леонид Семенович Мелешко:
— Не раз приходилось наблюдать, как буквально в сантиметрах проносилось зеркало у головы ничего не подозревающего и спешащего в толпе скорей зайти в автобус человека. Мне известен случай гибели от такой травмы родственницы моего знакомого. Моя коллега, врач, была свидетельницей травмирования зеркалом заднего вида автобуса на остановке «Дружная». Особенно возрастает опасность получения такой травмы и гибели людей в час «пик», когда спешащие «успеть» пассажиры теряют бдительность и осторожность и становятся практически беспомощными. При организации движения городского транспорта необходимо этот фактор учитывать прежде всего. Нужно сделать все, чтобы свести до минимума возможность получения такого вида травм.
Безусловно, за прошедшие годы транспортными службами было сделано немало. В большинстве автобусов и троллейбусов кронштейны крепления зеркал укорочены, несколько увеличена высота расположения корпуса зеркала. На информационных «бегущих линиях» периодически проскакивает информация об опасности близкого расположения пассажиров от подъезжающего к остановке транспорта. В некоторых автобусах демонстрируются видеоролики, показывающие случай травмирования пассажира.
Однако, по моим наблюдениям, опасность по-прежнему сохраняется. Нет-нет да промелькнет автобус или троллейбус с опасно навешенным зеркалом заднего вида. Это в полной мере касается последних моделей троллейбусов, выпускаемых объединением «Коммунмаш». Из-за недостаточной высоты троллейбуса зеркало заднего вида навешено на уровне головы человека среднего роста, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров. При ремонте площадок остановок их поверхность необдуманно приподнимается по отношению к проезжей части улицы, тем самым увеличивается вероятность возникновения травмы. Совершенно беззащитными остаются высокорослые горожане и гости столицы.
Известно, что не организационные и агитационные меры являются исчерпывающими в решении любой проблемы. Первенство в этом деле прежде всего занимают меры технологического порядка, исключающие вероятность возникновения травмоопасной ситуации вообще. Что имеется в виду? Прежде всего, при производстве автобусов и троллейбусов необходимо увеличить на безопасную высоту их базу. В развитых европейских странах это уже давно сделано. Конечно, это стоит определенных затрат, но кто оценит жизнь человека и его здоровье? До решения этого вопроса требование безопасного крепления зеркал заднего вида необходимо включить в перечень требований к состоянию транспорта перед выпуском на линию и жесткого контроля соответствующими службами в процессе эксплуатации. Не помешало бы на остановках нанести (как на станциях метро) ограничительную линию, за которую не следует заходить до полной остановки транспорта.
Казалось бы, есть более важные поводы для беспокойства. Но, учитывая распространенность этой причины травматизма, ее нельзя оставить без внимания.
Мы обратились в НТПЦ «Белкоммунмаш», чтобы услышать комментарий из компетентных источников.
Главный конструктор научно-технического производственного центра «Белкоммунмаш» Олег Витальевич Быцко пояснил нам, что зеркала заднего вида троллейбусов повешены в соответствии с действующими в Республике Беларусь стандартами. Эти стандарты одинаковы как для Беларуси, так и для России, и стран Европы. А травмы, на его взгляд, происходят оттого, что пассажиры, торопясь первыми попасть в транспорт, залезают на бордюр, вот и получается иногда, что голова человека невольно задевает зеркало. Да и водитель троллейбуса порой подъезжает к остановке так, что передняя часть транспорта практически наезжает на бордюр. Повесить зеркало, считает специалист, выше нельзя, потому что наши троллейбусы и так высокие, а если приподнять зеркало даже на десять сантиметров, то у водителя будет недостаточный задний обзор.
Кстати, любопытен и такой факт: нам часто говорят о том, что при пользовании общественным транспортом мы должны соблюдать правила поведения на транспорте. Однако оказывается, что правила пользования метро, которые были приняты еще в 1992 году, работают по сей день. А вот про трамваи и троллейбусы почему-то забыли, так и не приняв за последние двадцать лет для них отдельного нормативного акта. Получается, что в случае судебных разбирательств сегодня будут опираться на Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс, хотя в том же Законе «О защите прав потребителей» о транспорте ничего не сказано вообще.
В Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь корреспонденту «7 дней» пояснили, что пока нормативные акты существуют только на региональном уровне (к примеру, «Правила пользования городским пассажирским транспортом в городе Гродно»). Единые же общие правила вскоре должны быть приняты нашим парламентом. Так что ждем…
…Споры спорами, однако чувство горечи вызывает каждое сообщение о трагическом случае на улице. Вдвойне тяжелее, когда погибает или оказывается раненым ребенок. Задача водителей и пешеходов строго соблюдать правила уличного движения, быть уважительными друг к другу, тогда и вероятность трагедий значительно уменьшится. Правильная организация движения на дорогах, своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим позволят предотвратить не являющиеся неизбежными смерть и инвалидность, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой, и обеспечить оптимальное восстановление здоровья выживших в авариях и их реинтеграцию в сообщество.
Елена НИКОЛАЕВА