Величественная Агра, появившаяся на карте мира в XV веке и ставшая впоследствии столицей империи Великих Моголов, — настоящая ловушка даже для искушенного туриста. Город, мягко, но настойчиво навязывающий свой собственный, особый ритм бытия и стирающий в сознании границы между прошлым и настоящим, пленяет приезжих чужаков и неумолимо требует посвятить ему как минимум два-три дня из жизни. Но это стоит того. Роскошные дворцы, мечети и храмы, форты, мавзолеи, парки, старинные жилые кварталы, ювелирные мастерские, традиционное ремесленное искусство инкрустации по мрамору и плетения ковров — все это настоящие сокровища Агры, которые сохранились и до наших дней.
В этом городе на севере Индии в штате Уттар-Прадеш архитектура гармонично впитала элементы буддизма, ислама, индуизма, неоготики, арт-деко и модерна, а крайняя бедность и нужда до сих пор мирно соседствуют с вызывающей роскошью.
Нью-Дели и Агру связывает железнодорожное сообщение. Однако автопушествие, позволяющее при желании немного отклониться от маршрута и делать остановки в любом колоритном месте, например, у маленького храма посреди поля в честь змеи, у одинокой хижины из камыша или у подпирающих небо труб крошечных кирпичных заводиков, дарит гораздо больше эмоций и впечатлений. Всего 200 километров по национальному хайвэю № 2 — современному скоростному шоссе, весьма напоминающему европейские автобаны, и мы достигаем цели.
Пригород Агры погружает иноземцев в атмосферу старой, почти сказочной, шумной и бурлящей Индии, знакомой нам по историческим романам и фильмам. Но по мере продвижения к центру города передвижных лавок с горами манго, бананов, ананасов и кокосов, запряженных в телеги мулов и ленивых коров (все так же священных для индусов животных), возлегающих вдоль дорог либо безмятежно продвигающихся поперек интенсивного дорожного трафика, становится заметно меньше. А вот небольшие обезьяны, быстро и ловко перепрыгивающие по заборам, крышам домов и храмов, почему-то попадаются на глаза все чаще. Эти дикарки, по рассказам индусов, лишь внешне выглядят милыми и безобидными: они запросто могут выхватить у зазевавшегося прохожего из рук что-то съестное либо проникнуть в дом, если на окнах нет защитных решеток. Маленькие воровки тянут еду, игрушки, украшения, документы, да и вообще все любые приглянувшиеся им вещи, а в случае малейшей угрозы становятся весьма агрессивными и могут напасть не только на ребенка, но и на взрослого человека. Прислушавшись к советам местных жителей, мы ограничиваемся знакомством с этими мохнатыми красотками издалека и исключительно через объектив камеры.
С историческим наследием династии Великих Моголов туристу, напротив, следует познакомиться не иначе как лично. Сооруженный в форме полумесяца мощный Красный форт, за стеной которого (высотой более 20 метров!) укрыты роскошные дворцы, мечети и сады… Величественная гробница одного из наиболее почитаемых мусульманских правителей Индии Акбара Великого, являющая собой мемориальный комплекс на территории парка площадью около 48 гектаров… Усыпальница Итимад-уд-Даула, испещренная ажурными резными узорами и необычайно красивой мозаикой из самоцветов… И, конечно же, великолепный мавзолей Тадж-Махал, построенный императором Шах-Джаханом в память о любимой супруге…
История Тадж-Махала, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, окутана множеством преданий и легенд. Примечательно, что каждый гид-индус, повествуя туристам о непростой жизни Шах-Джахана и его мраморном творении, без малейшего стеснения вплетает в рассказ свои нюансы и подробности. Но стоит признать, что делается все это весьма артистично и увлекательно.
Шах-Джахан, или Повелитель мира, был храбрым воином и провел немало сражений, однако, как утверждают историки, именно его неудачные войны вкупе с неимоверными тратами на строительство архитектурных шедевров подорвали в итоге могущество империи и поставили ее на грань финансового краха.
Между экспертами нет единства в оценке заслуг падишаха как государственного деятеля. Двор императора и созданные им памятники поражали европейцев, однако именно при Джахане был введен вновь отмененный ранее Акбаром лунный календарь, мусульманским сановникам было запрещено брать в жены индусок, а часть территории страны накрыла долгая засуха, вызвавшая массовый голод, от которого погибли миллионы человек. Сегодня индусы предпочитают вспоминать этого императора из династии Моголов как человека, обессмертившего свое имя постройкой Тадж-Махала и других прекрасных творений зодчества.
Мумтаз-Махал, или Избранница двора, происходившая из знатной семьи, была самой любимой женой Шах-Джахана, родившей ему 13 детей. Она была не только красивой, но также храброй и мудрой женщиной, соратницей супруга в его военных походах. Несмотря на очередную беременность жены, Шах-Джахан не хотел расставаться с ней и велел идти следом за ним с караваном прислужниц. Тяготы походной жизни, безусловно, сказались: при родах 14-го ребенка в лагере Мумтаз-Махал скончалась в шатре повелителя.
Предание гласит, что убитый горем Шах-Джахан поклялся умирающей жене, что создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. И он сдержал свое слово — после смерти Мумтаз единственной отрадой для императора стало строительство усыпальницы. Падишах пригласил в Агру лучших архитекторов из многих стран, а по одной из версий, Шах-Джахан даже лично внес свою лепту в создание концепции здания, ибо сам обладал различными талантами и был хорошим художником.
Описывать Тадж-Махал — неблагодарное занятие, поскольку истинное великолепие и изящество, воплощенные в камне, не до конца способны передать даже профессиональные снимки. Точно так же лишь воочию можно оценить многочисленные оптические приемы и ухищрения, использовавшиеся уже в то время архитекторами и строителями. К примеру, резные колонны на самом Тадж-Махале при близком рассмотрении оказываются идеально гладкими, а вся эта «резьба» лишь искусно имитируется инкрустацией из темного мрамора и самоцветов; ажурные решетки, выполненные словно из тончайших пластинок слоновой кости, на самом деле терпеливо вытачивались из цельного блока мрамора, и если отламывался хоть малейший кусочек, то вся плита безжалостно браковалась и все приходилось начинать заново... Поскольку для Тадж-Махала использовался только самый превосходный мрамор, очень твердый и крайне устойчивый к всевозможным внешним воздействиям, ручной труд на этой строительной площадке был весьма и весьма тяжелым. При этом на возведение всего огромного комплекса потребовалось лишь 22 года, а работали здесь, по оценке историков, порядка 20 тысяч ремесленников и мастеров.
Мавзолей имеет множество символов, скрытых в архитектуре и планировке. Шах-Джахан был словно одержим абсолютной симметрией во всем. Это воплотилось не только в самом Тадж-Махале, но и во всех элементах комплекса, включая сад с мраморным бассейном и великолепные ворота, которые уже сами по себе являются произведением искусства. С левой стороны от усыпальницы находится и поныне действующая мечеть из красного песчаника, а справа — точная ее копия, которая, как рассказывают гиды, должна была стать гостевым домом. Однако желающих остановиться на ночлег возле усопшей красавицы вроде как особо не нашлось.
Беломраморный Тадж-Махал выглядит идентично с четырех сторон и поистине считается сокровищем не только благодаря своим архитектурным изыскам. Материалы для строительства мавзолея свозились со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, яшма привозилась из Пенджаба, жад — из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, ляпис-лазурь — из Афганистана, в то время как сапфиры прибыли из Шри-Ланки, а сердолик — из Аравии. В общем, говорят, что двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в полированный мрамор.
Этот полупрозрачный благородный камень имеет уникальную особенность изменять цвет: на заре Тадж-Махал кажется розовым, ближе к полудню — бежево-кремовым, при ярком дневном свете он выглядит белым, вечером он может переливаться нежными голубовато-серебристыми оттенками, а в полнолуние камень искрится как снег на морозе. Игра света и цвета — одна из отличительных черт Таджа. В том, что мрамор превосходно пропускает свет, туристы могут убедиться воочию: гиды наглядно демонстрируют это в самой усыпальнице благодаря карманным фонарикам.
Внутри мавзолея в небольшом помещении расположены две искусно выполненные гробницы: Мумтаз-Махал и ее супруга Шах-Джахана. Впрочем, на самом деле это имитация, а их тела захоронены ниже, под землей, строго под надгробиями. Окружающая их ажурная мраморная решетка была инкрустирована драгоценными камнями и дорогими поделочными материалами. К сожалению, многие оригинальные ценности, украшавшие Тадж-Махал, впоследствии были похищены. Украдены серебряные ворота, исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть драгоценностей и самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен.
Тадж-Махал ежегодно посещают порядка 5 миллионов человек, из них более чем 200 000 — иностранцы. Эта индийская жемчужина приносит в бюджет страны немалые деньги. Мавзолей хорошо сохранился, несмотря на то, что расположен в сейсмически неспокойной зоне. Однако не так давно на его стенах были обнаружены трещины: ученые связывают это с обмелением протекающей рядом реки. Также Тадж-Махал постепенно теряет свою легендарную белизну из-за весьма загрязненного в Агре воздуха. Власти Индии принимают меры для спасения Таджа: парковая зона вокруг него расширяется, подъехать к комплексу можно только на специальных электромобилях, а особо грязные производства в Агре постепенно закрывают. Но мавзолей все равно желтеет, отчего ему периодически делают «очищающую маску» с использованием особой белой глины.
Для индусов Тадж-Махал — это достояние нации, святыня и место поклонения. Поэтому вовсе неудивителен недавний эмоциональный резонанс вокруг поступка американки Оливии Калпо (ставшей в 2012 году «Мисс Вселенной»), которая в начале октября устроила несанкционированную рекламную фотосессию возле Таджа. За нарушение действующих правил и строгих законов по охране архитектурных памятников в отношении девушки полиция даже возбудила дело. Сами же индусы в знак особого уважения к мавзолею и останкам усопших входят сюда либо босиком, либо надевают на ноги специальные бахилы, это же делают и все иностранные туристы.
Тадж-Махал, терпеливо и благосклонно принимающий нескончаемую вереницу посетителей, является для каждого из гостей каким-то особым символом: для индусов — национальным сокровищем и гордостью, для романтиков — воплощением бессмертной любви, для прагматиков — шикарным фоном на фотографии, для скептиков — признаком тщеславия и безумства, для людей науки — совершенством архитектурной и инженерной мысли. Но равнодушным этот пленительный дворец-усыпальница не оставит никого: вошедший в Тадж навсегда уносит его частичку в своем сердце.
Марта АСТРЕЙКО