Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Социум

№35 от 29 августа 2013 года

Идеология. Актуально ли это?
Идеология. Актуально ли это?
 Десять лет назад, в 2003 году, в вузах Республики Беларусь был введен курс «Основы идеологии белорусского государства». Были те, кто сомневался в целесообразности введения этого курса. Мол, зачем? Для чего? Мы ведь уже пережили одну идеологию — коммунистическую, обещавшую светлое будущее для граждан былого СССР... Впрочем, критически вспоминая прошедший период, мы забываем о том, что с коммунистической идеологией Беларусь прожила почти весь XX век. Именно социалистическая Белоруссия в исторически кратчайшие сроки совершила гигантский скачок в своем развитии, превратилась в развитую страну с высоким экономическим, научным и культурным потенциалом.
Идеология как явление не ново. Она включает в себя комплекс определенных идей для реализации поставленных целей. Существует идеология с глубокой древности, в истории мы знаем религиозные идеологии, коммунистическую, национал-социалистическую и другие. Все государства занимаются идеологией. И так называемые демократические, которые не стремятся афишировать свою работу и тратят огромные деньги на обеспечение своего идеологического влияния в других странах.
В настоящее время доминирующей в мире является либерально-капиталистическая идеология. Либеральная — от слова «свобода». Классическое образование ее было положено во времена так называемой Великой французской революции, когда те группы лиц, которые были заинтересованы в изменении существующих порядков, вбросили простому народу три слова-заманки «свобода, равенство, братство». И народ пошел на баррикады, но кого он привел к власти? Тех, кто действовал в интересах большинства? Стоит обратиться к страницам истории, чтобы убедиться — все революции есть борьба за передел собственности. Вот и сегодня, когда идет вбрасывание слов «свобода», «демократия», необходимо поставить классический вопрос древних: «Кому это выгодно?».


Либерализм отбросил морально-нравственные христианские ценности, утвердил незыблемость частной собственности, ограничил деятельность государства в экономике. И главное, поставил задачу свести власть к минимуму: утверждению власти денег. Как через власть денег добиться мирового управления? Для этого надо было развязать две мировые войны, а затем уничтожить СССР, чтобы повсеместно доминирующей валютой в мире стал доллар США. Приписываемые основателю клана Ротшильдов Мееру Амшелю слова, сказанные еще в начале XIX века, «дайте мне деньги любой нации, и мне наплевать, какие законы она будет принимать» — это как план действий, конечная реализация которого происходит на наших глазах.
Все ли задумываются над тем, что выпуском долларовых купюр занимается не государство, а частная компания в США под названием ФРС — Федеральная резервная система? Выпускают ничем не обеспеченные бумажки-фантики, которые доминируют в мире и за которые дерутся люди. Прав был известный философ А.А.Зиновьев, который дал точное определение существующей мировой идеологии —  «идеология денежного тоталитаризма». На утверждение этой мировой идеологии сегодня работают информационное поле СМИ, интернет. За те же деньги идет информационная демонизация власти в неугодных Западу странах, разрушение ее авторитета. В тех странах, где информационное зло охватило население, вместо свободы и процветания общество погрязло в пучине анархии и антисоциальности. Идет информационная война. А ведь мы опыт этой информационной войны прошли еще в СССР. И проиграли ее. Вспомним, как на СССР вещали радиостанции «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа», «Немецкая волна», «Би-Би-Си» и другие, которые с хорошим знанием психологии советского человека подавали информацию с ловко продуманной дезинформацией. Народ не задумывался, кому это выгодно, поддался на провокации и в дальнейшем содействовал разрушению собственной страны. Когда сегодня кричат о свободе слова, нельзя забывать, что слово — это оружие, а информационное пространство стало открытым пространством войны.
Сегодня, спустя 10 лет, отчетливо видно — введение курса «Основы идеологии белорусского государства» в вузах страны было своевременным. В условиях быстро меняющегося окружающегося мира, глобализации, ее влияния на республику необходимо было разработать своего рода систему иммунитета, чтобы белорусы смогли противостоять, прежде всего на духовном уровне, попыткам уничтожения нашей государственности. Особенно важно сформировать понимание этого у молодежи, которая находится в поле бесконтрольного потока информации и нуждается в ориентирах, позволяющих сформировать верные взгляды. Роль идеологии в формировании национального самосознания белорусов велика. Наша история, к сожалению, оставила много пробелов в этом вопросе. 
В основе мировоззрения идеологии белорусского государства лежат морально-нравственные христианские ценности, такие как «Нет избранных, у Бога все равны», «Не делай другому того, чего не желаешь себе», 10 заповедей. Интересно, что при принятии первоначальной Конституции ЕС там имела место преамбула, что ЕС базируется на христианских ценностях. В дальнейшем при переработке Конституции эту преамбулу убрали. Некоторые страны, например, Польша, были против этого. Польские депутаты обещали даже «биться» за то, чтобы преамбула была сохранена. Но воз и ныне там.
Большое значение в идеологии нашего государства играет история белорусской государственности. Знание проблем ее становления дает понимание, как важно беречь государство, в котором мы живем. Каждому из нас, и в первую очередь молодежи, в руках которой будущее нации, необходимо понимать особенности экономического развития нашей страны, сложности функционирования социально ориентированной экономики, формирования бюджета страны, у которой нет своих энергоносителей. Человеческое сознание больше привязано к материальному. О духовном думаем не всегда, игнорируем одну из христианских заповедей «не хлебом единым жив человек». Когда мы имеем претензии к государству, всегда ли думаем — а что я дал этому государству, какова моя мера вклада в него?
В преподавании курса «Основы идеологии белорусского государства» важная роль принадлежит наставнику. Личная жизненная позиция, отношение к своему государству — все это студенты хорошо чувствуют и улавливают любую фальшь. Не следует забывать, что в критике мы все сильны, но самое главное заключается в том, чтобы идеология белорусского государства была идеологией общего социально значимого дела.

Валентина МЫТЬКО, кандидат исторических наук, доцент БНТУ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

С 8 июля официально запретили продавать несовершеннолетним энергетические напитки. Газировка с кофеином, любимая многими подростками, встала в один ряд с табачными изделиями и алкоголем. Прошлись по крупным магазинам в Молодечно и узнали, может ли там школьник запросто купить такой напиток.

У минчанина Льва Тюнина четверо сыновей: старшему 7 лет, а младшему вот-вот исполнится 2 года. И с каждым из них молодой папа был в декрете! Узнали, каково для мужчины провести в таком отпуске больше 6 лет.

Министерство архитектуры и строительства утвердило новые строительные нормы «Среда обитания для физически ослабленных лиц». По задумке разработчиков, этот документ должен сделать безбарьерную среду еще более доступной. Мы поинтересовались у людей с инвалидностью, что они думают о нововведениях и c какими сложностями сталкиваются сейчас.

Министерство архитектуры и строительства утвердило новые строительные нормы «Среда обитания для физически ослабленных лиц». По задумке разработчиков, этот документ должен сделать безбарьерную среду еще более доступной. Мы поинтересовались у людей с инвалидностью, что они думают о нововведениях и c какими сложностями сталкиваются сейчас.