С каждым годом все больше людей cадятся за руль велосипеда. По разным причинам. Одни запрыгивают на двухколесное средство передвижения, чтобы сэкономить на кусающем своими ценами топливе, другие пекутся о здоровье и экологии, третьи не отстают от моды, четвертые... ищут свою вторую половинку! Некоторые не слезают с педального друга даже зимой при минус 25. Но до сих пор столичные велосипедисты катаются по городским улицам на птичьих правах. Им приходится лавировать между недовольными прохожими и наглыми автомобилистами.
Палочка-выручалочка
Инициативные столичные велосипедисты решили в энный раз не плакаться на форумах, ведь от этого двухколесные проблемы не улетучиваются, а взяли и выпустили в бумажном и электронном вариантах специальную брошюру «Помощник велосипедиста», где разложили по полочкам, в каких случаях для хозяина нехитрого механизма горит зеленый свет, а когда красный.
— Полезная идея пришла в голову одному из активистов нашей организации. Мы представляем молодежное общественное объединение «Фаланстер». Занимаемся различными образовательными клубами. Один из таких клубов «Фемида Фаланстера» и разрабатывал брошюру, — рассказывает координатор этого клуба Марина Костылянченко. — На протяжении двух месяцев мы собирали нужную информацию, внимательно читали правила, консультировались с юристом, изучали опыт развития велодвижения в других странах. Например, общались с ребятами из инициативной группы «Вело-Алматы». Они издали похожую брошюру. Почему нам интересно было этим заниматься? Потому что мы сами велосипедисты. Нам приходится каждый день ездить по городу и сталкиваться с проблемами, с которыми сталкивается каждый, кто использует велосипед как транспорт.
Не только новичкам полезно познакомиться с брошюрой, но и ветеранам велосипедного движения. Начинающим книжица подскажет, как увереннее ориентироваться в городском пространстве. А тем, кто катается уже давно, она поможет освежить в памяти правила. В брошюру попали выдержки из правил дорожного движения, уголовного кодекса и кодекса об административных нарушениях, которые относятся к велосипедистам. Также здесь собрана полезная информация, как правильно проверять железного друга перед выездом, как необходимо за ним ухаживать, что делать, если вас, например, остановил сотрудник ГАИ, и т.д. Кроме того, в справочнике можно найти адреса и телефоны веломагазинов, ремонтных мастерских. Там же дана ссылка на подробную онлайн-велокарту Минска.
Укротители педалей
С каждым годом количество велосипедистов в нашей стране растет. Это отмечают и веломагазины, и велосообщества. Увы, но условия для их комфортного передвижения в городе пока не идеальны. Массовый переход на два колеса тормозят неразвитая инфраструктура и несовершенство правил.
Время от времени велосипедисты группами собираются на покатушки. Выезжают на улицы, чтобы заявить о себе как о полноправных участниках дорожного движения.
Итак, вместе с Мариной Костылянченко попробуем составить список самых насущных бед белорусского велосипедиста. А он, полагаю, будет длинный.
Подвиньтесь, господа!
В пункте 148 ПДД черным по белому написано: движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий для безопасного движения пешеходов.
— Но здесь есть маленькая оговорка: при невозможности движения по тротуару мы все же можем выезжать на проезжую часть, — уточняет Марина. — Главное потом — суметь объяснить сотрудникам ГАИ, почему невозможно было двигаться по тротуару. Велосипедистов много, и иногда приходится теснить пешеходов. Естественно, среди них растет недовольство. Их тоже можно понять. Когда ты идешь спокойно, а сзади тебя кто-то вылетает на бешеной скорости. Велосипедисты ведь тоже не без греха.
Желание велосипедистов выехать на проезжую часть понятно. Но тогда не станет ли больше жертв с их стороны? — интересуюсь я.
— Каждый должен думать о своей безопасности в первую очередь. Ведь неизвестно, кто сидит за рулем автомобиля, — рассуждает Марина. — Я думаю, что идеальным вариантом было бы, если бы для велосипедистов выделили такую же полосу, как и для общественного транспорта. Но, к сожалению, осуществить это сегодня в наших условиях вряд ли получится. Не обойтись без реконструкции. Хотя в перспективе, если город будет расширяться, будут строиться новые микрорайоны, то ничего не мешает сделать такую велодорожку. На проспекте Независимости есть место, где можно пересекать проезжую часть, не спешиваясь при этом. На мой взгляд, на этих перекрестках водители стали более внимательными. Они понимают, что велосипедист имеет приоритет. Поэтому и проявляют уважение.
Не трамвай, объедет
Еще одна больная мозоль — отсутствие нормальных велодорожек по всему Минску.
— В столице всего одна специализированная велодорожка протяженностью 27 километров. Велосипедисты называют ее велобаном. Любят за ровное асфальтное покрытие, по которому можно прокатиться с ветерком, — продолжает Марина. — Фактически пешеходам запрещено ступать на велосипедную дорожку. Однако по ней спокойно гуляют мамы с колясками, ее выбирают для пробежек… Хотя рядом расположена зона и для них.
Каждый велосипедист отвоевывает свое место на велодорожке по-разному. Один вешает гудок и им разгоняет «куда хочу, туда иду». Другой старается напугать приличной скоростью. Что в принципе чревато. Ведь никогда не знаешь, как в этот момент поведут себя пешеходы.
— Все дело в культуре. Наверное, должно пройти какое-то количество времени, чтобы люди начали думать головой, осознавать опасности, которые могут их подстерегать.
Возможно, кто-то возразит: а как же дорожки со специальной разметкой и знаками для велосипедистов и пешеходов, которые можно увидеть практически в каждом районе?
— Конечно, в городе есть еще велодорожки. Но другой вопрос — их качество, — замечает собеседница. — Провести на тротуаре белой краской линию не значит оборудовать велодорожку. Ведь от этого старое асфальтное покрытие с выбоинами не улучшится. Да и культуры передвижения обеим сторонам это не прибавит.
Без резких движений
Спешиваться или не спешиваться на переходе, вот в чем вопрос. В правилах указано, что нужно обязательно спешиться и преодолеть зебру пешком. Но так поступают единицы. В определенных ситуациях водитель автомобиля может и не заметить мчащегося велосипедиста.
— На самом деле я сама достаточно редко спешиваюсь на перекрестках, — признается Марина. — Я просто снижаю скорость. Придерживаюсь скорости движения пешеходов. Бывают моменты, когда я оцениваю ситуацию и понимаю, что она действительно опасная. Например, оживленное движение. Лучше, чтобы меня видели, что я иду. Каждый руководствуется интуицией, знаниями, инстинктом самосохранения. Но не у всех они есть.
Прыг-скок, прыг-скок
Из надоевших препятствий, которые встречаются на пути велосипедистов, — высокие бордюры.
— Нельзя сказать, что совсем все плохо. Конечно, есть и нормальные бордюры, выполненные по всем стандартам. Но их, к сожалению, не так много, — рассказывает Марина Костылянченко. — Я живу в Малиновке. Однажды по пути в центр решила посчитать, сколько раз бордюр приходится преодолевать. На некоторые, чтобы запрыгнуть, надо еще хорошенько постараться. Честно, на 11 или 12 бордюре сбилась со счета. Например, в районе улицы Минина очень высокие бордюры. Ребята из Минского велосипедного общества делают общественные приемки в микрорайонах. Ходят волонтерами, измеряют высоту бордюра. Безбарьерная среда — это ведь не только проблема велосипедистов, но и людей с повышенными потребностями, мам с колясками.
Гараж для «коня»
Извечный плач велосипедистов — велопарковки. Нельзя не отметить положительное: в этом году их становится больше возле магазинов, торговых центров, парикмахерских, учреждений образования.
— Появляются парковки возле веломагазинов. Весной один из операторов сотовой связи организовал велопробег. Сейчас он реализует проект по улучшению велоинфраструктуры, в процессе которого пообещал сделать множество велопарковок в разных городах и выпустить мобильное приложение с их указанием. Но сейчас их все равно не хватает.
Велосипедистам ничего не остается, как пристегивать своих «жеребцов» к перилам лестниц, скамейкам, столбам, деревьям. Ведь если разобраться, то появление велопарковки не требует колоссальных затрат. Изобретать велосипед не надо. Для ее роли подойдет весьма простая и технологичная конструкция в виде перевернутой буквы U.
Надо бы переписать
Конечно, проще сделать кого-то виноватым. Будь то велосипедист, автомобилист или пешеход. Но, может, пора уже и вплотную заняться правилами.
— Правила дорожного движения порядком устарели. Их надо менять, — уверена Марина Костылянченко. — Они скалькированы с правил СССР. Скорее всего, это не велосипедист плохой, а правила несовершенные. Например, моменты, которые касаются велосипедистов, разбросаны по всем ПДД. Так, они идут наравне с мопедами, размещены в одной главе. Но почему-то для мопедов действуют одни правила, а для велосипедистов уже совсем другие. В результате велосипедист — это самая незащищенная группа из участников дорожного движения. То он водитель, то он пешеход.
Из брошюры:
Велосипедист обязан:
Останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц (см. ст. 9.1).
Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ст. 150).
При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными ПДД для движения пешеходов (ст. 151).
А знаете ли вы?
*В мире всего около миллиарда велосипедов, что в два раза больше, чем автомобилей и мотоциклов.
*При езде на велосипеде сжигается 600 калорий в час.
*В 1906 году (при стотысячном населении) в Минске было зарегистрировано 297 велосипедов, в 1913 году — 495.
*При одинаковых энергозатратах нашего организма на велосипеде мы движемся в три раза быстрее, чем при ходьбе или беге.
*В Америке менее 1% людей используют велосипед для передвижения по городу, в Италии — 5%, Голландии — 30%. В Дании 7 из 8 жителей старше 15 лет имеют собственный велосипед.
*Богатые англичане в 2,5 раза больше ездят на велосипеде, чем бедные. Бедняки предпочитают общественный транспорт либо свой автомобиль.
*В советские времена велосипедный спорт в Беларуси являлся одним из самых популярных (вместе с футболом и хоккеем) видов спорта, а белорусские спортсмены завоевали на чемпионатах СССР 36 золотых медалей.
Страсти вокруг долгостроя в центре столицы не затихают. Вопрос о его судьбе – один из самых частых на всех прямых линиях, которые касаются возведения жилья. Ведь директор строившей «Грушевский посад» компании Илья Волох еще в 2019 году сбежал в Польшу, оставив в Минске сотни семей без денег и квартир. Сегодня мы рассказываем о том, как это повлияло на жизнь владельцев «квадратов» на бумаге» и самом вероятном решении проблемы «посада», которое их пугает.