Любители популярной онлайн-игры «Мир военных самолетов» могут радоваться. Теперь у тех из них, кто этим летом оканчивает школу, появляется прекрасная возможность увидеть знакомое авиавооружение не только во время сражений на мониторах своих компьютеров, но и в реальной жизни. Конечно, при условии, что они поступят в Минский государственный высший авиационный колледж. Именно в это учебное учреждение обратились белорусские разработчики вышеназванной онлайн-игры несколько лет назад. Они попросили дать им данные авиационных пулеметов, пушек и пр., по которым потом и были созданы компьютерные аналоги, обладающие такими же уникальными характеристиками и поведением в бою, как и представленные здесь оригиналы. В минувшую субботу в колледже прошел день открытых дверей. О том, что ждет абитуриентов МГВАК, рассказал заместитель начальника военного факультета по идеологической работе Анатолий Ермалович.
— Анатолий Викторович, с этого года колледж объявляет набор на военный факультет по обучению и подготовке инженеров по технической и операторов по технологической эксплуатации по работе с беспилотными летательными комплексами. Медицинский отбор такой же, как у обычных пилотов?
— Да, все желающие могут подать заявку до 1 апреля. Это сделано для того, чтобы ребята, если им не удастся пройти медкомиссию, а профотбор по этому направлению достаточно строгий, успели подать документы на другие специальности или факультет гражданской авиации. На данные специальности требуется 7 группа здоровья, нужная хорошая координация, человек должен быть внимательным, уметь сосредотачиваться. Кто вдруг не успеет подать заявку, но будет иметь большое желание поступать к нам, может обратиться в МГВАК к начальнику военного факультета, и он постарается пойти навстречу, чтобы решить все возникшие вопросы.
— Какие сроки обучения? И берете ли вы девушек на эти специальности?
— Срок обучения такой же, как и по другим специальностям, — 5 лет. Девушек мы очень любим и уважаем, но на данные специальности не набираем.
— Какое практическое назначение у беспилотных летательных аппаратов?
— Их цель — это разведка, получение информации, а использование ее очень широко. Полученные данные могут применяться в борьбе с браконьерами, в том числе и ночью, в сельском хозяйстве, чтобы проконтролировать работу механизаторов, к примеру, или для наблюдения за автодорогами. В планах ГАИ уже значится закупка нескольких беспилотников. В МЧС такие комплексы помогут в поисках заблудившихся людей, для определения очага возгорания. Все это снимается на видео с конкретными координатами, и дальше по карте можно определить, какая площадь леса, например, повреждена, где находятся завалы. Ведь это гораздо экономнее — запустить такой летательный аппарат, чем заливать топливо и снаряжать для этих целей огромный вертолет.
— Может ли специалист, в совершенстве управляющий БЛА, пилотировать затем обычный самолет?
— Нет.
— Тогда где проще нагрузка в управлении — у беспилотников или у сходных по летным характеристикам самолетов?
— Здесь разница примерно такая же, как если сравнивать управление электронной версией самолета на каком-нибудь тренажере и пилотирование реальным воздушным судном. То есть особенности есть. Во время полета на летчика воздействует большое количество различных факторов, и в том числе чисто физические нагрузки. Ему нужно почувствовать машину, научиться ее поднимать в воздух, делать фигуры высшего пилотажа. Но у профессии оператора БЛА есть несколько больших плюсов. Во-первых, мы выпускаем «технарей», что само по себе для мужчины хорошо, а пилот — это всего-навсего «воздушный водитель». И надо понимать, что если у пилота самолета или вертолета ухудшается здоровье, он может потерять свою работу. Зато операторы по эксплуатации БЛА могут не переживать, им подобная ситуация не грозит.
— Научат ли их управлять реактивными беспилотниками вроде тех, что можно было видеть в последний раз на Международной выставке вооружения и военной техники «MILEX»?
— На начальном этапе ребята будут тренироваться на уменьшенных моделях беспилотников. Изучать их устройство, эксплуатацию, правила и принципы программирования, конструирования и т.д. Кстати, при желании наши учащиеся могут обучаться авиамоделированию в нашем кружке, заниматься парашютным спортом. Потом их ждут тактические комплексы, а далее — оперативные типа «Бусел». Наконец, на старших курсах — стратегические комплексы, например, «Гриф». И как только в Беларуси закупят реактивные БПЛА, а года через три, ближе к концу учебы, такое вполне возможно, будут изучать и это вооружение.
Поговорки авиаторов
Развитие особого фольклора давно замечено у обладателей специальностей, связанных с повышенной опасностью, — там, где у людей формируется особое отношение к жизни. Есть свои, особые, поговорки и в авиационной отрасли, чем, собственно, мы и хотим сегодня поделиться с читателями.
Все, что подвешивается к авиабомбе, называется самолетом.
Не мешайте технике работать!
Хотите превратить обычный бензин в авиационное топливо? Залейте его в BMW!
Святой Петр не считает время в полете и удваивает часы, проведенные на земле (англ.).
У хорошего летчика пассажиров тошнит уже на рулении
Основа летания — сон и питание.
Летчик без пуза, что самолет без груза!
Метеоролог, как сапер, ошибается один раз, но каждый день.
Настоящий летчик должен без проблем летать на всем, что летает. И с небольшим затруднением — на том, что, в принципе, летать не может .
Рожденный ползать летать не может. Но может пролезть в руководство авиакомпании.
Если самолеты летают — значит это кому-то нужно, а если не летают — это еще ничего не значит
Если для пилота верх и низ — понятие относительное, то пассажиры так не считают.