Для подавляющего большинства из нас циклон «Хавер», так внезапно обрушившийся на страну, уже стал всего лишь воспоминанием. Прошло ведь почти две недели. За это время расчищены трассы, убраны разбитые автомобили, тротуары в городах обрели свой привычный вид и вновь стали пространством для пешего передвижения. Исполкомы рапортуют о количестве выведенных на субботники людей и тоннах вывезенного снега. В общем, жизнь вернулась в привычную колею.
Так и хотелось бы добавить: и бог с ним, с этим циклоном. Пролетел — туда ему и дорога. Да только, как в том анекдоте, осадок остался…
Пробираясь в пятницу 15-го по заметенным минским улицам с работы домой, тыркаясь в бесконечных пробках даже на центральных проспектах, не мог себе простить, зачем с утра взял машину. Позже, увидев по интернету давку в метро, понял, что был все же прав, когда сел за руль, — наземный транспорт с перевозками не справлялся, а надеяться на самого себя как-то надежнее. Одно лишь отмечу: если раньше был категорическим противником полноприводных вседорожных автомобилей в городских условиях, то после нынешней зимы взгляды придется менять. За двадцать лет водительского стажа ни разу не видел таких заснеженных дворов и таких нечищеных улиц.
Впрочем, за руль 15-го числа сел не только я. Тысячи и тысячи автовладельцев выехали на дороги, отправились в запланированные заранее и вполне себе спонтанные поездки в другие города. Сотни машин в результате оказались в снежном плену «Хавера», сотни людей часами мерзли на ночных трассах.
Кое-кто из чиновников уже успел обвинить во всем происшедшем беспечных водителей. Мол, предупреждали ведь, что циклон надвигается, можно было и предусмотреть, какая напасть с ними в дороге приключится. В общем, не выехали бы — не пострадали бы.
Действительно, трудно понять мотивы тех, кто в самый разгар циклона, когда уже было ясно, что на Беларусь обрушилось настоящее стихийное бедствие, все же умудрился отправиться в дальнюю дорогу — с детьми, с беременными женщинами, с пожилыми людьми… Беспечность мы сумели продемонстрировать поразительную!
Так что логика чиновника, обвинившего водителей, казалось бы, железная. Но… спорная. Почему-то сразу вспоминается сказка про пастушка, который от скуки трижды начинал кричать: «Волки!», созывая всю деревню. На четвертый раз, когда волки все же объявились, на помощь не прибежал никто — не поверили.
К чему это я? К тому, что фраза «штормовое предупреждение» в сводках новостей стала привычной донельзя. Белгидрометеоцентр старательно сообщает нам о любых неблагоприятных погодных условиях и в результате раздает штормовые предупреждения налево и направо. За последний еще не завершившийся месяц штормовое предупреждение в стране объявлялось восемь (!) раз — 3, 4, 15, 16, 19, 22, 23, 24 марта. Одним из «неблагоприятных погодных явлений» и стал «Хавер».
Конечно, об опасностях погоды предупреждать нужно. Но, наверное, было бы правильнее ввести шкалу степени «вредности» природных катаклизмов, разделив вероятный ущерб от грозы и шквального ветра, снежной бури или густого тумана. Красный уровень — одни мероприятия, зеленый или желтый — совсем другие. И сделать эту градацию общедоступной — и для СМИ, и для населения. В этом случае, получив более конкретное предупреждение о надвигающейся угрозе, и представителям местной власти, и простым людям было бы гораздо проще ориентироваться в обстановке и принимать необходимые меры. Красный — сижу дома, а то и в подвале. А если зеленый — то достаточно и форточку закрыть.
Ведь что получилось в Минске 15-го марта? С одной стороны, водителей накануне попросили по возможности не выезжать на улицы. С другой — рабочий день отменен не был, детские сады и школы не закрыты. Вечером в концертном зале «Минск» сотни людей хотели попасть на концерт Ивана Охлобыстина и по колено в снегу брели на встречу с актером и режиссером. На «Минск-арене» тем временем представительницы Белорусского союза женщин награждали лучших из лучших титулом «Женщина года». К слову, две областные делегации из-за бурана до Минска добраться так и не смогли, как, кстати, и Охлобыстин на свое выступление. Работали театры и кинотеатры, кафе и рестораны, ночные клубы и концертные залы… Ведь это вечер накануне уикенда! Вот только добраться до дома всем отработавшим-отучившимся, а также участникам и зрителям неотмененных в пятницу массовых мероприятий было более чем проблематично. А отмена эта произошла лишь на следующий день. Получается, что штормовое предупреждение местные власти проигнорировали столь же успешно, как и обыкновенные граждане. И посему довольно некорректно «после драки» упрекать в чем бы то ни было лишь беспечных водителей.
Ведь предупредив частников, никто не остановил, например, сотрудников транспортных компаний за рулями большегрузных фур и автобусов. В пятницу с утра преспокойно отправлялись в рейсы тысячи грузовых автомобилей по всей стране, и далеко не все они везли оперативные партии товаров первой необходимости. Ну не очередного же штормового предупреждения им бояться!
Вопросы возникли и по организации преодоления стихии. Развернутые во многих райцентрах силами МЧС пункты обо-грева на базе школ или домов культуры — замечательное решение. Но ведь людям с занесенных трасс туда нужно было еще как-то добраться! Думается, установленные (заранее!) армейские палатки с «буржуйками» на площадках, обозначенных как место отдыха, на основных республиканских трассах пригодились бы гораздо больше.
Как и объявление чрезвычайной ситуации в системе дорожных служб. Ведь, как показал «Хавер», умеют оперативно и круглосуточно работать не только МЧС и ГАИ, но и энергетики, ухитрившиеся в кратчайшие сроки восстановить электроснабжение в пострадавших от ветра населенных пунктах. В особом режиме работали многие районные исполнительные комитеты, и много добрых слов можно было услышать о представителях местной власти в Минской области, например. Зато дорожники столицы вели себя так, будто ничего особого и не случилось — подумаешь, снег! Эка невидаль… И отчитались о том, что ночью в городе работало меньше трети от имеющейся в наличии снегоуборочной техники.
Вспомним и то, что следующие два дня после «Хавера» вдруг показали, что нет должного запаса надежности и в столь привычных для горожан явлениях, как бесперебойный завоз продуктов в магазины и вывоз мусора из дворов. Нечищеные проезды стали непреодолимым препятствием для транспортников и коммунальщиков. Додуматься, как это сделала одна из торговых сетей, чтобы машины работали в парах с тракторами-грейдерами, было, видимо, недосуг. В результате хлеб и молоко в столице купить было тяжеловато, а мусор лежал до понедельника. Зато в самый разгар бурана в деревни Минской области спокойно проезжала автолавка…
Меньше всего хотелось бы, чтобы в результате налета на страну «Хавера» следом полетели бы и головы ответственных за привычный порядок чиновников. Как показала снежная буря в Киеве, проблем там выявилось куда больше, чем в Беларуси. Выстроенная в нашей стране вертикаль власти способна противостоять хаосу на порядок лучше, чем расхлябанное, управляемое удельными «князьками» коммунальное хозяйство соседей.
Но и на недостатки, надутые «Хавером», глаза лучше не закрывать. Требует совершенствования система предупреждения и оповещения о природных катаклизмах, а главное — требует совершенствования система властного реагирования. Чтобы в следующий раз, со следующим циклоном, не водителей в новостях пугать, а просто самим поверить в то, что приближается опасность, и принять меры. Так оно действенней будет…
Максим НИКОЛАЕВ