С 20 по 24 февраля велотрек «Минск-Арены» примет чемпионат мира по велоспорту. О том, как проходит подготовка к соревнованиям, каковы шансы на успех у наших трековиков, какая в целом сегодня ситуация в белорусском велоспорте корреспондент «7 дней» беседует с исполнительным директором Белорусской федерации велоспорта и по совместительству директором чемпионата мира Алексеем Ивановым.
— Подготовка к первенству мира вышла на финишную прямую. Что еще осталось сделать?
— В принципе, сегодня можно говорить о том, что основная работа уже сделана, остались только небольшие плановые доработки. В частности, в ближайшее время начнется инсталляция всех конструкций на треке — надо подготовить пресс-центр, зоны для судей, зоны для награждения и разминок, боксы для команд. Полным ходом идет реализация билетов, продано уже около половины. Подходит к концу подготовка разнообразной полиграфической продукции: официальных программок чемпионата, различных таблиц, гидов и т. д. На днях поступит и основная сувенирная продукция, которая будет продаваться во время чемпионата. Таким образом, Беларусь выполнила все свои обязательства перед Международным союзом велосипедного спорта, в том числе финансовые.
— Удалось ли собрать сильнейший состав белорусской команды на домашний чемпионат мира?
— Конечно, на мой взгляд, наш состав мог быть сильнее, чем есть. В частности, в нем нет Константина Сивцова, выступающего за британскую команду Sky, отсутствует еще пара сильных спортсменов. Но тренеры посчитали, что достаточно и имеющихся гонщиков. Что касается Ольги Панариной, то мы надеялись, что на прошедшей Олимпиаде она завоюет медаль. Но спорт есть спорт, и наши надежды, к сожалению, не сбылись. Теперь Ольга должна доказывать, что по праву является и чемпионкой мира, и чемпионкой Европы. Рассчитываем, что родные стены должны ей помочь показать высокий результат.
— Какой результат чемпионата мира в Минске можно будет назвать приемлемым?
— На домашнем чемпионате мира ведущие белорусские велогонщики должны быть на призовых местах. При тех вложениях, которые сделаны у нас в развитие велоспорта, неполучение медалей в конкретных дисциплинах, безусловно, вызовет нелицеприятные вопросы.
— На ваш взгляд, зажжет ли предстоящий чемпионат новые белорусские звезды в мировом велоспорте?
— Я не уверен, что сенсации со стороны белорусской сборной будут обязательно, но мы их ждем. Ведь у нас половина состава — молодежь. К примеру, в прошлом году чемпионом мира среди юниоров в Новой Зеландии стал Антон Музычкин. Сейчас будет очень интересно посмотреть, как он проявит себя среди взрослых гонщиков. Да и за другими нашими молодыми спортсменами понаблюдать будет любопытно, прежде всего, с точки зрения того, насколько они прогрессируют.
— Сегодня в мире наблюдается тенденция натурализации успешных спортсменов в других странах. Насколько это характерно для современного белорусского вело-
спорта?
— За примерами далеко ходить не надо. Та же Ольга Панарина приехала к нам из Украины и получила белорусское гражданство. Конечно, если говорить откровенно, то натурализация — это самый быстрый способ решения каких-то конкретных сиюминутных задач, получения нужного результата. Но тут многое зависит от человека: если спортсмен принимает гражданство другой страны, то это решение должно быть осознанным. И если натурализованный спортсмен в конечном итоге остается в стране, передает свой опыт молодым, которые на него равняются, — это, безус-
ловно, плюс. Тем не менее, убежден, что в первую очередь надо все-таки воспитывать своих чемпионов. Это однозначно более надежный фундамент успехов в спорте.
— Нет ли идеи создания в Беларуси шоссейной команды по примеру российской «Катюши» или казахстанской «Астаны»?
— Хорошо, конечно, когда такая команда есть. Но тут надо понимать, что «Катюша» и «Астана» — проекты страновые, если можно так сказать, то есть инициаторами создания этих команд выступали государства. При этом речь идет о командах топового уровня. Нужна ли нам такая команда? Если финансы будут позволять, то, конечно, да. Правда, при этом не стоит забывать, что многие страны не имеют таких команд, однако у них есть чемпионы мира. Да и наш Василий Кириенко, который в прошлом году стал бронзовым призером чемпионата мира на шоссе, выступает за зарубежную команду. Иными словами, он тренируется и соревнуется не дома, но это не мешает ему показывать высокие результаты. Однако у этого вопроса есть и другая сторона, которая касается молодых талантливых белорусских ребят. Не имея возможности попасть в состав топовых команд, они не прогрессируют. Вот для таких спортсменов белорусская команда международного класса нужна. К слову, в программе нашей федерации вопрос о создании подобной команды обозначен, и мы над этим работаем. Причем начинать, считаю, нужно с организации в Беларуси привлекательных и для спортсменов, и для зрителей шоссейных соревнований. Ведь у нас не проводятся серьезные международные гонки на шоссе. Есть идея организовать на трехсторонней основе гонку по территории Беларуси, России и Украины. Мы, кстати, уже получили письмо от председателя российской федерации велоспорта, в котором он выразил заинтересованность в данном проекте. Скоро должны состояться переговоры на эту тему.
— Рядом с велотреком расположена одна из самых посещаемых хоккейных площадок Европы. Как вы считаете, можно ли перенести на велоспорт успешный хоккейный опыт?
— Я считаю, что маркетинговую политику, которую ХК «Динамо-Минск» проводит в последние пару лет, можно приводить в качестве примера для подражания. И, разумеется, опыт хоккейного клуба вполне может быть перенесен, если можно так сказать, на велосипедную почву. Это касается и постоянного расширения ассортимента сувенирной продукции, и выпуска своего журнала, и многого другого. На первый взгляд, вроде мелочи, но на самом деле — очень важные шаги. Естественно, они напрямую завязаны на финансовую составляющую. Но ведь деньги тоже нужно уметь тратить с умом. Тогда и результат будет соответствующий.
Илья ГУРСКИЙ