Повысят ли зарплаты учителям? Будет ли пересматриваться нагрузка у преподавателей? Какой в этом году будет минимальный балл на ЦТ? Вернутся ли школы к шестидневной учебной неделе? Сократят ли летние каникулы? Что изменится в Правилах приема в вузы? На эти и другие вопросы, касающиеся различных аспектов сферы образования, ответил министр образования Беларуси Сергей Александрович Маскевич во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.
Станислав Л., г. Пинск: — СМИ пестрят заголовками о том, что систему общего среднего образования вновь ждут перемены. Так ли это?
— В настоящее время система общего среднего образования Беларуси развивается стабильно. Никаких реформ на уровне общего среднего образования не планируется. Работа будет направлена на повышение качества образования, сохранение стабильности, использование современных информационных технологий.
А. М. Пенигин, г. Минск: — Уважаемый Сергей Александрович, на последней пресс-конференции Президент говорил о том, что зарплаты учителям будут существенно увеличены. Насколько, когда и за счет чего? Произойдет ли такое увеличение в 2013 году?
— Существенно увеличить зарплату учителям вполне реально в 2013 году. Мы сейчас занимаемся анализом ресурсов системы образования. Считаю, что можно найти возможности для повышения зарплат как в самой системе образования, так и за счет такого, например, норматива, как наполняемость. До сих пор даже в городской местности есть школы с наполняемостью в старших классах 10 человек при норме 25. Сократив число таких классов, можно увеличить зарплату всему учительскому составу. Есть в Беларуси и учреждения, которые могут быть закрыты. Речь идет о вечерних школах и учебно-производственных комбинатах. Функции этих учреждений могут выполнять другие, например, обычные школы, на базе которых можно открыть вечерние классы.
Что касается повышения зарплаты воспитателям в дошкольных учреждениях, то такое решение Министерством образования уже принято и конкретное предложение находится на рассмотрении в Совете Министров.
Ирина Леонидовна Немец, г. Жлобин: — Будет ли увеличена нагрузка для учителей до 20 часов?
— Вопрос увеличения норм нагрузки на ставку учителя анализируется. Конкретные решения на уровне Министерства образования пока не принимались. Я думаю, что проведение оптимизации сети учреждений образования, принятие решений по увеличению наполняемости классов и реализация пилотного проекта, направленного на отработку механизма нормативного финансирования, — все это требует не просто разъяснительной работы, а перестройки психологии и руководителей учреждений, и учителей. Наша позиция — не спешить в тех вопросах, которые имеют много новаций, чтобы люди четко понимали, что ни одно решение не направлено на ухудшение, а как раз предполагает повышение мотивации к работе, а также ее эффективности и заинтересованности в ней.
Возможно, по отдельным предметам и произойдет увеличение нагрузки, но повторюсь, что все аспекты перед этим будут внимательно изучаться. Сейчас вносится предложение о возвращении третьего урока физической культуры. Есть урок здоровья и спорта, который проводится как факультативный, но специалисты считают, что нужен третий урок физкультуры в программе школьных занятий. Возможно, учителям физкультуры будет предложено увеличение норм нагрузки до 20 часов.
Ходасевич Ирина Михайловна, г. Минск: — Когда будут приняты новые Правила приема в вузы и ссузы, какие изменения будут в 2013 году?
— Еще окончательного решения нет, но по согласованию с Администрацией Президента в этом году не планируется вносить каких-то принципиальных, кардиальных изменений в правила приема за исключением установления проходного балла для того, чтобы получить право участвовать в конкурсе на зачисление в вуз. Он будет существенно изменен, не в разы, конечно, но существенно. На ближайшей итоговой коллегии, через несколько недель, мы его утвердим.
Д. Березин, г. Гомель: — Каким образом будет осуществляться отбор в 10-й класс? Расскажите об этой системе подробнее.
— В 10-м классе никаких нововведений не предусмотрено. Естественно, школы заинтересованы, чтобы в 10-й класс пришли мотивированные ребята, которые желают учиться и поступать в вузы, испытывают интерес к учебе и школе.
Разумеется, школа не имеет права устанавливать пороговые баллы и отказать ребенку в образовании. Но вместе с тем в текущем году мы будем ставить вопрос о том, чтобы все 10-е классы были укомплектованы по нормативу — 25 человек в классе.
Ж. Напрейко, г. Гродно: — Планируется ли уменьшить летние каникулы? Если да, то чем вызвана такая необходимость?
— Уменьшения продолжительности летних каникул в текущем году не планируется. Мы обсуждаем вопросы, касающиеся целесообразности сохранения или сокращения общей продолжительности летних каникул, каникул на протяжении учебного года, установленной Кодексом Республики Беларусь об образовании, в связи с тем, что к нам поступают предложения в ходе мониторинга практики его применения.
При установлении продолжительности летних каникул для учащихся учитываются такие факторы, как продолжительность отпуска педагогических работников, сроки проведения выпускных экзаменов и централизованного тестирования, другие аспекты функционирования учреждений образования.
Замечу, что в Беларуси общая продолжительность летних каникул и каникул в течение учебного года, а это 123 календарных дня, на один день меньше по сравнению с Россией, Казахстаном, Украиной, а также с Китаем.
Б.Торин, г. Минск: — Сейчас обсуждается возврат к шестидневной учебной неделе. Зачем это нужно?
— От педагогов поступают предложения сделать субботу учебным днем. Эта тема неоднократно поднималась, но, подчеркиваю, сегодня в Министерстве образования вопрос о том, чтобы вернуться к шестидневной учебной неделе, не стоит. Шестой день — школьный, и мы работаем над тем, чтобы 100% учащихся приходили в субботу в школу заниматься спортом, общественной работой, обучаться в кружках, секциях. В отдельных случаях в этот день для старшеклассников проводятся факультативы. Часто в шестой день организуются различные развлекательные мероприятия для учеников, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания. Поэтому сейчас задача состоит в первую очередь в том, чтобы шестой день был максимально использован как развивающий, сберегающий здоровье, повышающий уровень общения учеников.
Ф. Кончиц, г. Минск: — Куда и кому можно сообщить о явных ляпах и ошибках в школьных учебниках?
— Учителя и родители могут высказать свое мнение по вопросам подготовки учебников — на сайте Национального института образования есть раздел, где собираются мнения и потом анализируется ситуация по каждому из проблемных моментов. Планируем и на портале Министерства образования открыть форум по этой теме. Там мы очень ждем конкретных предложений от педагогов. Возможно, и родители нам помогут, высказав мнение, какие главы учебников трудны для изучения.
Юлия Петровна Михнюк, г. Могилев: — Планируется ли введение электронных школьных дневников в образовательный процесс? Ваше отношение к ним?
— В принципе, ничего плохого я в этом не вижу. Но, во-первых, мы еще не созрели для того, чтобы вводить такую систему. Во-вторых, не вижу в этом такой пользы, которая бы подталкивала нас к принятию административных решений по данному вопросу.
В интернете все это доступно, поэтому каждая школа может зарегистрироваться и попробовать на себе данные нововведения. Это, прежде всего, в интересах родителей. В Беларуси есть школы, которые на добровольной основе стали экспериментировать в этом плане именно для того, чтобы улучшить работу с родителями.
Мы же, в свою очередь, будем максимально быстро внедрять информационные технологии, но именно в учебный процесс, где от этих нововведений будет определенная польза. Так, недавно на сайте Национального института образования появились учебники в электронном варианте. В скором времени планируется создать свой национальный образовательный ресурс, который будет доступен с любого мобильного электронного устройства в любом месте и в любое время. Это и есть тот путь, по которому сегодня идет наша система образования.
Игорь Степанович Кукса, г. Дрогичин: — С каждым годом уровень знаний учащихся падает, особенно по физике. На мой взгляд, причина в катастрофическом недостатке учебных часов. Когда будет рассмотрен вопрос об увеличении количества часов хотя бы до 3—4-х в неделю?
— Об уменьшении или увеличении уровня знаний могут говорить только специалисты. Ни в коем случае не соглашусь, что уровень наших учащихся падает, уверен, меня поддержат и ректоры вузов, и руководители учреждений образования. Они категорически не согласятся с таким утверждением. Есть специальности, на которые поступают выпускники школ с наивысшими баллами, на другие — с низкими. Это всегда было так: кто как учился в школе, такой результат он показывает и при поступлении в вуз.
Вопрос повышения уровня и качества знаний выпускников школы и учреждений профессионального образования является основным для Министерства образования. Оценивать уровень знаний по результатам централизованного тестирования нельзя. Система ЦТ принципиально отличается от российского ЕГЭ. Наша система предназначена для того, чтобы ранжировать абитуриентов в зависимости от того, как они ответили на задания тестов. Брать за показатель результаты ЦТ, чтобы оценивать знания школьников, нельзя.
Мы проводим независимые оценки уровня знаний. Для этого есть специальная структура. Мы знаем слабые места и в учебниках, и по результатам ответов на экзаменационные материалы, которые используются Национальным институтом образования при мониторинге уровня знаний. Их оценка свидетельствует, что есть проблемы по различным предметам. Больше всего нас беспокоят физика и математика. Педагоги это связывают с количеством учебных часов. Мы рассматриваем этот вопрос. Надеюсь, на ближайшей коллегии будут приняты исчерпывающие меры, которые позволят нам увеличить количество часов на изучение этих предметов в школе.
Анжелика Капшуль, г. Глубокое: — Предусматриваются ли изменения в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы в 2013—2014 учебных годах?
— В этом учебном году в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы появится дополнительный экзамен по иностранному языку. Это является обязательным изменением. Об этом уже давно известно, ученики и преподаватели готовы к этому нововведению.
Мария Анатольевна, г. Гродно: — Какие меры принимаются для повышения социального статуса работников образования?
— Социальный статус определяется, прежде всего, уровнем заработной платы, а также условиями жизни и работы. Что касается условий жизни учителей, этим вопросом Минобразования занимается совместно с профсоюзом. Нам понадобится принятие дополнительных мер по обеспечению педагогов жильем, иначе вопросы, связанные с текучкой кадров, не решить.
В соответствии с Кодексом об образовании, оканчивая вуз, молодой специалист заключает договор с учреждением образования. Необходимо, чтобы был прописан и строго выполнялся социальный пакет. Это во многом зависит от местных органов власти.
Следует отметить, что во многих областях Беларуси к этому относятся самым серьезным образом и решают эти вопросы. Так, в Гомельской области, несмотря на то, что это зона, пострадавшая от ЧАЭС, самая низкая текучесть кадров. Причина в том, что социальный пакет хорошо работает, а жилищные вопросы решаются своевременно. Есть много инноваций и серьезных решений по этому вопросу и в Минской области, но, к сожалению, на 100% он не закрыт.
В этом направлении нам предстоит совместная с местными органами власти серьезная работа.
Лана КРИСТОВА
Полную версию оnline конференции читайте на сайте БЕЛТА
http://www.belta.by в разделе «ОNLINE КОНФЕРЕНЦИЯ»