Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Культура

№42 от 17 октября 2019 года

Константин Райкин: Есть вещи, более важные, чем слава
Константин Райкин: Есть вещи, более важные, чем слава

В день закрытия XXIV Международного театрального фестиваля «Белая вежа» в Бресте огромный интерес у зрителей вызвало представление «Школа. Метро. Сны» Высшей школы сценического мастерства (Театральной школы Константина Райкина). А завершил фестиваль поэтический моноспектакль «Обычные слова» народного артиста России Константина Райкина.

– Константин Аркадьевич, ваша судьба стать актером была предопределена с детства?

– У нас была актерская семья, мой папа был любимым артистом страны, также был актером его брат. А еще мама и моя старшая сестра. Несмотря на это я долгое время пытался уйти от актерской профессии. В Ленинграде во время моего детства гремел театр БДТ под руководством Георгия Товстоногова. На мой взгляд, в те годы это был один из лучших театров в мире. Тогда там была гениальная труппа, и, естественно, билетов невозможно было достать. Благодаря папе меня пускали на все взрослые спектакли. И я пересмотрел весь репертуар БДТ. Конечно, и все папины спектакли в Театре эстрады. Я видел, как его любит публика. Из-за этого иногда у меня возникали мысли стать артистом и иметь такой же успех. Но я гнал их от себя, потому что были и другие интересы.

В школе учился на отлично, причем в старших классах – в привилегированной физико-математической школе для особо одаренных детей при Ленинградском университете, которые побеждали на олимпиадах по математике, физике, химии и биологии. Выпускные экзамены по сложности были наравне со вступительными в университет. Все ее выпускники становились студентами Ленинградского университета. В то время я гордился собой и тем, что у меня открывается совсем другая дорога, в отличие от моей театральной семьи. Родители выбор поддерживали, и это еще больше укрепляло уверенность в себе. Мне нравилось, что в семье появится «белая ворона», что мой успех не будет зависеть от родителей. Хочу подчеркнуть: я часто чувствовал к себе нездоровый интерес, любопытство со стороны людей как к сыну знаменитого Райкина. А мне, как человеку самолюбивому, это не нравилось. Поэтому старался не называть свою фамилию, когда спрашивали, часто придумывал другую, чтобы не видеть нездоровый блеск в глазах у тех, кто в меня тычет пальцем: «Смотрите, это сын Райкина». Это очень раздражало. После окончания спецшколы успешно сдал несколько экзаменов в университет. Когда образовалась пара свободных дней,  вместо того, чтобы готовиться к следующему экзамену, неожиданно для себя решил попробовать поступить в театральный. Это была игра с самим собой. Приняв вызов, поехал в Москву, слышал, что там лучшие театральные вузы. Для поступления выбрал Шукинское театральное училище, потому что его окончила моя старшая сестра Катя. Неожиданно для себя увлекся, пропустил экзамен в университет, зато поступил в «Щуку». Причем об этом не знали родители, так как уехали на гастроли с уверенностью, что я поступаю в университет. Когда стал студентом в Москве, понял, что хочу быть артистом.

– Вы ведь в юности активно занимались спортом?

– Да,  с удовольствием занимался легкой атлетикой в знаменитой спортивной школе. И у меня был гениальный тренер Виктор Ильич Алексеев, который выпустил много известных спортсменов. Но после 6 лет занятий спортом понял, что, несмотря на свои успехи, первым не стану, и поэтому без сожаления ушел. Но благодарен спорту, что он закалил мой характер, это пригодилось в дальнейшей жизни: я уяснил, что каждый день по чуть-чуть должен придвигаться к намеченной цели и добиться своего.

– Как вам  жилось одному в Москве?

– Дело в том, что папа в годы войны со своей бригадой много выступал на фронте. В том числе полгода на Малой Земле, где Брежнев был командующим. С тех пор они приятельствовали. Так совпало, что когда я поступил, Брежнев пригласил отца работать в Москву и дал ему квартиру. Так что один я не жил.

– Интересно, отец занимался вашим воспитанием?

– Папа обладал сильной энергией, но когда ему что-то не нравилось, он говорил очень тихим голосом, и это было страшнее всего. Так он делал лишь дважды. Больше со мной занималась мама.

– А как относился ваш отец к славе?

– Папа, несмотря на любовь всей страны, был очень скромным человеком. Поэтому славу он умел не замечать. И если в театре он приковывал внимание зала, то в жизни был слушающим человеком. Однажды мы с отцом пришли на премьеру спектакля во МХАТ, и в зрительном зале перед спектаклем к отцу выстроилась очередь за автографами. Папе было неудобно в чужом театре привлекать к себе внимание, поэтому он к этому отнесся иронично. Взяв в руки программку, на которой было написано, что автор пьесы Чехов, он стал подписывать «Чехов». Чтобы подчеркнуть людям, на кого они пришли.

– А как вы относитесь к своей славе?

– Она у меня не такая, как у отца. Для большинства людей я остался сыном Райкина. К тому же с тех пор, как перестал сниматься в кино, пережил свою известность, новое поколение меня не знает. Сейчас Константина Райкина могут оценивать только те, кто его видел на театральной сцене. Я спокойно отношусь к славе, потому что есть вещи более важные для меня.

– Вы не раз были в Беларуси, как вам наша публика?

– У вас замечательная театральная публика. Впервые в Беларуси побывал еще в детстве с  родителями и запомнил, как они по-особенному тепло, с уважением говорили о вашей стране. Мне это передалось, поэтому я также с любовью отношусь к Беларуси. И всегда с удовольствием у вас выступаю.

Наша справка

Константина Райкина после окончания театрального училища имени Б. В. Щукина в театр «Современник» пригласила режиссер Галина Волчек. Спустя 10 лет он перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством своего отца, Аркадия Райкина. А с 1988 года является художественным руководителем Московского театра «Сатирикон». В 2012 году им создано Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина». В кино широкую известность ему принесли роли в фильмах «Много шума из ничего», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо», «Неудача Пуаро».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Желание написать книгу время от времени посещает многих. Вот только авторами становятся далеко не все. Вместе с писателем Алексеем Горбуновым разбираемся в том, легко ли создать шедевр, существует ли формула бестселлера, чему учат на «писательских курсах» и к какой оборотной стороне славы нужно быть готовым.

«Ганди молчал по субботам» – модная постановка, репетиция которой заканчивается на сцене Гомельского областного драматического театра. С его художественным руководителем Сергеем Лагутенко мы говорим о том, за чем на самом деле зритель ходит на спектакли, есть ли конкуренция у театров и обижаются ли актеры, если им не досталась главная роль.

Волшебный мюзикл, народное шоу, битва за титул «Властелин села» и другие причины отправиться в эти выходные на Купалье в Александрию.

В Национальном историческом музее открылась экспозиция «Друкарскі двор XVI стагоддзя», посвященная Международному дню музеев. Посетители смогут не только увидеть печатный станок, но и воссоздать на нем первую страницу Библии Франциска Скорины, а также сделать бумагу по старинной технологии. Корреспонденты «7 дней» одними из первых ознакомились с уникальными артефактами.